Аннотация. Рассматриваются некоторые узловые моменты инновационного и социально-личностного развития, определяющие их качественные особенности и стратегическо-тактическую эффективность решения назревших проблем. Предлагаемое решение можно найти в приведенной литературе
Ключевые слова: наука и активная нравственность, обеспечение авиды, инновация,
инновационная система и культура, инновационный цикл, системная полнота.
Представляется очень важным, в нынешнюю эпоху «вавилонской башни», когда, не освоив, не развив науку и практику добра., так смешалось добро и зло, что сейчас, без действительной науки, в принципе не разобраться, все же поставить точки над основами этой связки. Тем более, что нынче считается: "наука не имеет отношения к нравственности" (академик А. Н. Несмеянов, см. «Литературная газета», N1, 1967). Широко известный ученый А. Зиновьев также считал, что наука не оценивает что добро и что зло.
Такое отношение - одна из основ парадигмы науки ХХI века. Тем не менее, основная нравственная установка и научные взгляды, научное знание и умение, должны быть нераздельны. Это единство науки (познающе-созидающей) и нравственности, единство научного объяснения мира, нравственной позиции, призывающей к его изменению, есть альфа и омега созидающего мировоззрения. "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его", - сказал Маркс. Поэтому, по мнению акад. А.Д. Александрова (там же в ЛГ), не пассивно воспринятое знание, а знание,
становящееся активной преобразующей силой, - вот величайший моральный фактор.
Человек, овладевающий этим знанием и руководимый им, активно борющийся за лучшее будущее, тем самым уже преобразует и самого себя, поднимаясь на более высокую ступень нравственности.
Другая базовая составляющая – экономика. Представляется своевременным вспомнить, как ее видел Аристотель, многогранный гений которого подтвержден веками социальной жизни, в частности, высоко оцененный в плане экономическом и К.Марксом. Его видение
«…определяется установленным им различием двух противоположных видов, или типов, хозяйства. Это «экономика» и «хрематистика». «Экономика» – правильный тип хозяйственной деятельности. Её цель – разумное удовлетворение. Добавим. Сейчас уже нельзя не осознавать, тем более то, что, тот кто, не развил науку добра, т.е. не создал соответствующую культуру, систему активного добра для всех и
каждого (как это стремятся организовать для дела бизнеса), к тому же на основе, в союзе с поиском-утверждением истины-умения, для того, наука становится все более и даже наиболее опасной составляющей современной жизни и культуры, нередко отрицающей самую жизнь. Еще сверкающую красотой и разнообразием, являя чудесный космический
«бриллиант», прекрасный результат действия естественных законов развития Вселенной.
Сможем ли мы внести достойный вклад в творчество вселенной? Или разрушать мастера… хозяйственных потребностей «дома» или семьи – первичной единицы общества и государства. «Экономика» доставляет семье все, что необходимо для того, чтобы ее члены
могли достигать высшей цели – блаженства. Приобретение, осуществляемое экономикой – «приобретение согласное с природой».
Напротив, «хрематистика» - отрицательный и осуждаемый Аристотелем тип хозяйственной деятельности. Цель «хрематистики» - служение не высшим задачам человеческой жизни, а неограниченной наживе, беспредельному приобретению и накоплению. Здесь стяжание – самоцель, осуществляется оно ради самих хозяйственных благ». (Выделено по книге Асмус В.Ф.) [1].
Уверен, к истине, не ставшей исторически ограниченной, можно и нужно отнести Аристотелевскую дихотомию экономики. Более того - с признанием справедливости его общей оценки каждой модели. Конечно, это очень важно, т.к. выбор варианта для реализации его в жизни, становится не только все более актуальным, но и определяющим
способность и качество развития, и даже самую жизнеспособность земной цивилизации. А, следовательно, и определяющие, требуемые основные качества результатов научно-инновационной деятельности и ключевые качества инновационной системы. Т.е. важнейшие требования к этой, уверен, нынче самой главной системе. Представляется очевидным фактом, что сейчас, когда наука, общепризнанно, является основным фактором современного и, прежде всего, экономического развития, инновационная культура является
основой, движителем и определителем направления и качества развития социума и личности [2]. Кстати, Ирина Лукьянова в статье показывающей жизнь и творчество известного писателя-фантаста А. Беляева, пришла к следующему выводу: «Может, когда (если - Дж.)
наше поколение научится ставить огромные цели, мечтать по-крупному и задуматься о великом – тогда получится и что-нибудь поскромнее – …, устойчивая экономика, работающие законы – в общем, что намечтаем себе, то и будет» (выделено – Дж.). Думаю, очевидно - для этого необходима и адекватная такой задаче инновационная система?!
Представляется очень важным, а в конечном, точнее, в начально-исходном счете, и даже более того - главным фактором, является наличие (это плюс) или отсутствие, стремления к поиску и реализации требований системной полноты (все более грозный, многофакторный
минус). Культура Запада развивалась за счет специализации, сужения объекта исследования-созидания – «пазловости», при фактическом отрицании «голографичности» жизни, Вселенной. Это заметил и критиковал ещё Ф.Шиллер, сравнивая древнегреческую и европейскую культуры. Современный _потенциал возможностей - технических,
технологических, организационных, финансовых, как уже имеющихся, так и потенциально реализуемых – позволяет создать чрезвычайно многое, причем такое, «что ни в сказке сказать, ни пером описать»! И это во всех сферах жизни и деятельности человека и общества, но несущее, как позитивные, так и негативные результаты, опасные для жизни или ведущие к невиданному, фантастическому расцвету личности, народов и Жизни в целом. И очень многое зависит от Разума мира, его стремлений и возможности действовать ответственно и позитивно, опираясь не только на личные возможности, но и на широчайшую и самую разноплановую по значимости и качественным особенностям, поддержку-обеспечение с помощью специальной инновационной системы, населения и руководства всех уровней – от «деда с бабкой» до «мышки».
Сейчас очень верно отмечают ведущее, определяющее значение исследовательско-созидающего (наука ведь не только исследует, описывает, но и созидает, а эта сторона науки, творческой, а с ней и инновационной деятельности, тоже остается в тени острого и всехохватного интереса к технологиям) развития в современных условиях, и особенно на этапе, характеризующегося фундаментальной, многопараметрической Флуктуации нашей
Цивилизации. Это особенно критично, потому что речь должна идти не только об инженерных (физико-химических) сооружениях, но и об организационных, социальных конструкциях. Тем более, что давно пора выходить из колыбели предыстории, и осваивать возможности и перспективы действительной истории. Для этого надо разрабатывать и
методологию, технологию, организацию и нравственную практику развития и освоения получаемых результатов [3, 4, 5,6].
Но наука это не только плановое, организованное действие, но и в большой степени, а возможно, и в главной – инициативное. Что отмечал, убедительно показал В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский и многие другие. Да и сама История творцов прогресса, которая, к сожалению, мало известная большинству, в том числе, думается, ученым, изобретателям и даже специализирующимся на инновационной деятельности.
Однако практически во всех статьях одесского Сборника-18 [7], в правительственных документах, можно сказать всех стран, автор идей-результатов, оказывается вне поля зрения. Его проблемы и возможности практически никого не интересуют. Пора согласиться – это не позволит эффективно решать большинство важнейших проблем. Тем более – очень многим уже очевидно, что решение требуется нетрадиционное. (Но, конечно, в рамках нравственных, исторически выработанных традиций и целей, мечтаний достойнейших людей нашей планеты). Но остается узкое понятие инновационного процесса, цикла. Отсюда, и
почти единодушное, узкое, далекое от науки, понимание явления-термина инновация, которая, оказывается, рождается только после коммерческой реализации идеи. Предыстория автора и идеи (авиды) - объединяю т.к. они зачастую неразделимы – практически никому не
нужна, не интересна!? [8]
Важная сторона–результат системной неполноты в сфере информационной культуры и деятельности, обеспечения инновационной информацией показан в работке [9] .
И еще – эта работа, и ряд других, написаны и потому, что считаю необходимымусловием общего успеха – объединение усилий-возможностей и людей творческих, от которых он зависит, может в первую очередь. И стремящихся к поиску истины и созиданию добра для всех и каждого. Хотя, конечно, это очень непросто.
Некоторые выводы.
- Сейчас только Наука может дать истинный ответ на вопрос о личностном и социальном добре и зле. На основе научной методологии: логика и диалектическая логика, свободное обсуждение, исследование социальной и личностной истории, а также (включающей методики демократической оценки, мозгового штурма, инновационного суда
и, уже на выходе в жизнь, нынче общепринятой и единственной, экспертной оценки).
- «Очевидно, что есть смысл исходить при анализе этого вопроса из главной цели социальной деятельности, которая заключается в обеспечении сохранения и развития конкретной КЦ, а также развития всей социальной формы материи во Вселенной» [10] Т.е. развить-реализовать потенциал всех уровней, от личного до социального, от
планетного до космического, каждого живого существа и в первую очередь - человека – «единственно реально действующего начала в обществе» [11].
- Предлагаемое решение можно найти, в частности, в работах [12-15]
_______________________________________
Список использованных источников
1. Асмус В.Ф. Античная философия.- изд.3-е М. - «Высшая школа» .- 1976 .- С.376
2. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Моисеенко В.В. Инновационная культура – основа, движитель и определитель направления и качества развития социума и личности// Винахiдник i рацiоналiзатор.- К.: -2002.- №4.- С. 5-11.
3. Джелали В.И. О законе об идеях// Матер. межд. симпозиума «Наука та технологiї». – К.: 1997. – С. 60-61
4.Джелали В. Синтез методологий философа и конструктора – необходимое условие решения основных и наиболее актуальных проблем// Мат. V Мiжн. наук.-практ. конф. «Творчiсть, як спосiб буття дiйсного гуманiзму».–К.: НТУУ "КПI".- 1999.–ч.1.–С. 110-112.
5. Джелали В.И. К формированию методологии деятельности конструктора-философа// Материалы VII Мiждународної наук.-практ. конф. "Творчiсть врятує свiт".– К.: Полiтехника – 2003. – С.42-44.
6. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Наука будущего (Особенности трансформации современной науки)// Стратегия розвитку України. Науковий журнал (Економiка, соцiологiя, право), №2-4. – К.: Книжкове видавництво Нацiонального авiацiйного унiверсiтету.- 2006. – С.424-432
7. Проблемы и перспективы инновационного развития экономики в контексте интеграции Украины в европейское научно- инновационное пространство» .- Материалы ХХІІІ межд. научно-практ. конф. - 4 - 5 октября 2018 года.- Одесса.- К..- вид-во «Фенікс».
8. .Джелали В.И. О начале инновационного развития личности и социума (с позиций системной полноты// Проблеми науки. (Проблемы науки. Problems of science). Мiжгалузевий науково-практичний журнал.- №10. -К.: 2014.- С.62-66. Переиздана: Скачати у форматі PDF - Винахідник і раціоналізатор
vir.uan.ua/archives/2015/VIR_4_2015_block.pdf Джелалі В.І.
Переиздана: Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология.- Международный научно-практический журнал.- К. N 11 (143)ноябрь, 2014. С. 18-23.
9. Джелали В.И. Понятие «информационные технологии» с позиций системной полноты // Матер.7-ої Всеукр. наук.-практ. конф.: «Глушковські чит.-я», листопад, 2018р. – С.43-45
10. Рубцов В.В., Урсул А.Д. Проблема внеземных цивилизаций (философско-методологические аспекты// Кишинев.-«Штиинца».-1988.- 336с. .- С. 108
11. См. Рубцов В.В., Урсул А.Д. Указ. соч.- С.170
12.Морозов А.А., Джелали В.И. К концепции инновационной составляющей национальной безопасности (предварительные замечания, исследование)// Математичнi машини i системи. Науковий журнал. – К.: 2011. – ч.1.: №2.– С. 182-192; ч.2. – №3. – С. 146-159. Интернет-доступ еще одна публикация):https://cyberleninka.ru/article/n/k-kontseptsiiinnovatsionnoy-sostavlyayuschey-natsionalnoy-bezopasnosti-predvaritelnye-zamechaniyaissledovanie-ch-2
13. Кузнецов Э.И., Баранов Г.Л., Джелали В.И. Основы концепции инновационной базы развития космонавтики в Украине// Технологические системы.-Научно-технический журнал.-К.:-№2.-2014.-С.7-14.(http://space-future.blogspot.com/2016/04/blog-ost_48.html)
(Переиздана: Джелали В.И, Кузнецов Э.И., Баранов Г.Л // Наука XXI столїття: Харків авіакосмічний.- Матерїали н.-пр. конф..-Харкїв. Держ. наук. б-ка ім. В.Г. Короленка.-Х.- 2016.- с.30-45.- 93с. Эл. доступ: https://ru.calameo.com/read/000632945ad6d8d9c0381 14.
14. Джелали В.И. О книге «Инновационная культура. Теоретические, технологические, нравственные и прикладные аспекты» (В.И.Джелали, В.Л.Кулиниченко). Инновациии (журнал об ин.-й деятельности).-С.- Петербург.- №01(207).- январь.- 2016.- С.115-120
15. Джелали В.И. Об инновационной парадигме и позитивном использовании социального и личностного потенциалов// Инновациии.(журнал об инновационной деятельности).- С.-Петербург.- № 12 (218).- С.14-15.- декабрь.- 2016.-
Dzhelali V.
PECULIARITIES OF THE DAY DETERMINING THE PRESENT AND THE FUTURE
Abstract. Considering some key points of innovation and social and personal
development, which determine their qualitative features, strategic and tactical effectiveness of solving urgent problems. The proposed solution can be found in the literature.
Keywords: science and active morality, provision of author and idea, innovation, innovative system and culture, innovation cycle, system completeness
Директор УЦ САНИ, dzelali@ukr.net
Комментариев нет:
Отправить комментарий