суббота, 17 августа 2019 г.

К РАЗРАБОТКЕ ОСНОВ СТРАТЕГИИ


К РАЗРАБОТКЕ ОСНОВ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ 

Представляется нужным с самого начала показать некоторые маяки, позволяющие ориентироваться в, кажущимся необъятным, исследуемо-созидаемом пространстве. 

Но вначале, заметим, что в отличие от традиционных представлений, о том, что наука не исследует и, тем более, не решает проблемы нравственности, сейчас, без Науки (классической, служащей Добру, а не прибыли, корысти), не отличить Добро от зла и не создать механизмов активной и массовой нравственной деятельности. Более того, без активного Добра - наука становится самым опасным социальным механизмом, служащим уже злу (что мы и наблюдаем все чаще и шире) и потому способным на разрушение даже всех основ Жизни (физико-химических, физиологических, духовных, нравственных, инновационных, здравосозидательных) 

В качестве таких социально-личностных маяков, думается, можно использовать несколько мыслей, отражающих глубинную суть главных основ и стержней, социальных законов (предформул) жизни: 

«В отрыве от истины совесть – не более, чем глупость, она достойна сожаления, но никак не уважения» (У. Черчилль); 

- «Тому, кто не овладел наукой добра, всякая другая наука только вредит» (М. Монтень); 

- «Для того, чтобы зло восторжестволо, нужно совсем немного: чтобы добрые люди ничего не делали (Д. Кук); 

- Владеющий инновацией – владеет будущим! (В. Джелали) Но надо помнить: каковы инновации – таково и будущее! 

Методология решения такой сложнейшей и ответственной задачи определяется необходимостью, умением пройти между Сциллой недосягаемости сияющих вершин полного знания (задача Философа) и пропастью, Харибдой глупости (хаосом, антикультурой либерализма [1,2,3,4]; загниванием, вырождением бюрократизма). Суметь найти, изобрести способ, средство пройти между этими крайностями - задача Конструктора-Философа. Более полно эта проблема и возможности ее решения показана в работах [5,6,7,8]. 

Здесь выделим необходимость соблюдения требований системной полноты для решения поставленной задачи, как одного из совершенно необходимых, первичных условия успешности созидания, функционирования и развития социальных систем. Необходимость соблюдений требований системной полноты хорошо ощутима на примере формулы акад. В.А.Трапезникова, доработанной автором: 

Успешное управление = знают х имеют х умеют х хотят х успевают [9]. 

Представляется очевидной неспособность получения нужного результата при обнулении или отрицательном значении любого(!) из этих (соединенных знаком умножения) необходимых составляющих успешного управления, действия, т.к. возникает эффект известный, как «ахиллесова пята». 

Таким образом, очевидна обязательность системно полного видения и реализации любой социальной системы, а, тем более, школьной, в большой степени определяющей качество каждого человека, населения, будущего страны. Отсутствие любой части этой системы приводит, рано или поздно, к личностной или социальной беде, а то и к катастрофе. 

В нашем случае с.п., даже в первом приближении, должна быть реализована, как по вертикали, так и по горизонтали. 

По вертикали – это необходимость представления ее следующим образом и последовательности: мировоззрение (І), цель (ІІ), средства движения к цели (ІІІ), пути (способы использования средств) (ІV), ресурсы необходимые для организации и ведения движения (V), кадры (VІ), необходимые для реализации движения. 

Коротко охарактеризуем эти составляющие: 

- мировоззрение. Представляется, что сейчас наилучшим вариантом является антропокосмизм, разработанный выдающимся украинским ученым акад. 

Н.Г. Холодным, основателем Института ботаники НАНУ. Это мировоззрение, которое 

¹Ограниченность во времени для подготовки статьи и ее размера делают предпочтительной смешанную форму: обычную с тезисной. 

является очень своевременным развитием гуманизма, чрезвычайно важным шагом, отвечающим современным условиям и требованиям социально-личностного движения [10,11]; 

- цель. Это исходное условие любого эффективного, осознанного действия [12]. Сейчас наиболее развитым представлением о Цели, возможно, является система целей, выработанная на основе собранных из значительного количества литературных источников от античности до конца ХХ века, предложенных известными авторами, цели человечества, космонавтики (количество собранных целей равно 312). Таким образом, по существу, был проведен социологический опрос, результаты которого затем были частично «иерархированы» с учетом разделения на практические (самые близкие – фактически это задачи), более отдаленные и самые далекие, а одинаковые объединены. Это показало необходимость и позволило выработать интегрированные цели, а затем и систему целей. Т.е. на пути к Суперцели была построена система Целей [13]. Ближайшей же целью является создание основ инновационного общества; 

- средства. Прежде всего, это социальные механизмы, являющиеся способом социально-личностного развития, совершенствования и движения к Цели. В данный момент ключевыми являются социальные и личностные механизмы становления и развития Личности, как главной производительной, преобразующе-совершенствующей силы и главной цели Развития (вместе с развитием Социума и Вселенной). Такими видятся системы, обеспечивающие позитивное творческое, инновационное, нравственное и здравосозидательное, социальное и экономическое развитие. Но наиболее неразвитыми, а потому являющиеся узким местом, а, соответственно, ключевыми, определяющими способность к нормальному развитию, является выделенная троица: социально-личностные механизмы, системы, обеспечивающие инновационное, нравственное и здравосозидательное развитие социума и личности. Это основной тормоз и стратегический ресурс социального движения. Эти системы достаточно сложны, показаны в ряде работ (например, [14,15]) и требуют специального рассмотрения; 

- пути. Они в большой степени зависят от конкретной социально-политической системы, личностей и сознательности, социальной грамотности, позитивной активности людей труда, умения вести историческое развитие по пути движений к поставленным целям, определяющих, объективно требуемый, ход истории. Но наличие и эффективное использование вышеуказанных систем может радикально улучшить качество нашей цивилизации. Ясно, что огромную роль в подготовке не только специальных кадров, но и в создании необходимой инновационной атмосферы в стране, может и должна играть школа; 

- ресурсы. Серьезным ограничением в позитивном развитии, как социума, так и личности, в обществе, где почти исключительно ценятся деньги, власть и обеспечиваемые т.о. удовольствия, является слабая обеспеченность необходимыми для этого ресурсами. Реальным способом преодоления этого барьера является радикально более высокая возможность формирования источника нужных ресурсов, на основе несравнимо более высокой способности растить и реализовывать человеческий и социальный потенциалы. Да к тому же и уровень требуемых ресурсов, при такой организации и отношении к делу, к людям, к Жизни, несравненно более низкий. Интерес к Жизни совсем в другом…; 

- кадры. Широко известно выражение: «Кадры решают все!». Конечно, при условии наличия эффективной системы, в которой они действуют. Но от школы в огромной степени зависит уровень и качество подготовки «кадров». Их направленность в жизнедеятельности, жизненные ценности, умения и знания, которые заложены в основу их личностного развития, во многом определяют дальнейшее. Тем более, что только школа имеет возможность влиять на буквально всех, живущих у нас, обучить основам эффективной и созидательной личной и социальной жизни [16]. 

Переходя на уровень непосредственного инновационного развития школы, на горизонтальное его построение, нужно определиться с понятием инновационное развитие. Для нас оно является исходным и, конечно, особенно нуждается в с.п. представлении. 

Понятие инновационное развитие [17] – фактически имеет несколько смысловых, функциональных значений: 

I – развитие инновационной сферы социального и личного характера, включающее исследование, создание, совершенствование, функционирование и системно, качественно полное развитие всех ее составляющих по всему инновационному циклу [14]; 

II – развитие авиды¹ от ее инициации до информации, и далее, до полной физической, социальной и коммерческой реализации; 

Ш – развитие любой сферы, ее части, особенно основанное на качественно новых (т.е. функционирующих, развивающихся на основе принципиально иных законов, закономерностей) решениях; 

ІV – общее развитие на основе максимального, первоочередного использования (высшей) инновационной культуры. 

V - развитие личностное (инновационной культуры, инновационно-нравственной деятельности, социальной и личностно-семейной). 

Специально отметим особые направления инновационного развития в плане образования-обучения-просвещения (VI), где оно должно быть реализовано в шести основных направлениях: 

• как предмет изучения, практического освоения инновационной сферы и соответствующей инновационно-нравственной деятельности; 

• как специальный личностно-социальный механизм само и социальной (и коллективистской) формы развития, реализации личности, т.е. школьника, школьного коллектива, их близких и родных (осознание этого направления инновационного развития окончательно сформировалось благодаря статье И.И. Ермакова и Д.И. Петренко [18]); 

• как динамическая социально-специальная составляющая специальных учебных предметов в общеобразовательной школе и учебных дисциплин в высшей школе, наук (физики, химии, философии, истории, биологии, литературы, географии и т.д.); 

• как инициация, социальное сохранение, развитие и освоение новых педагогических методологий, методик, концепций, технологий, систем, приемов; 

• как методология и средство практического освоения различных умений, научных знаний; 

• проведение Праздника Прометея [19] как синтеза и итогов инновационно-нравственной, личностно-социальной деятельности, как способ привлечения к ней новых активных участников и пользователей ее результатов. 

Очевидно, что реализация такого понимания инновационного развития в полном объеме, под силу только социуму в целом. Однако, именно в школе не только начало начал, но и именно школа может и должна озадачивать, еще зачастую не осознанно, подсознательно проблемами, задачами и возможностями инновационного социального и личностного развития в полном объеме (хотя, конечно, еще в расплывчатом представлении, когда многое еще надо понять, открыть, развить). Но более того, инновационная культура отличается и тем, что, включая в свой спектр деятельности все имеющиеся специальные, но привычные виды деятельности (однако, в инновационном качестве – «мышка» помогает вытянуть «репку», но т.к. это невиданная ранее «репка», этот труд тоже приобретает новые, инновационные качества, которых раньше могло и не быть), она требует (может потребовать) совершенствования всего инновационного процесса, системы, культуры, 

¹Авида (элементарная "частица" инновационного процесса) – АВтор и ИДея, как правило, неразрывное целое в инновационном процессе, объект («сырье») и субъект, с которым взаимоактивно работает инновационная информационная технология и система САНИ. 

наконец. И эта «капля», может оказаться не только последней, решающей, но и началом нового направления, способом решения, как показывает история, даже стратегической задачи. Как показал лауреат Нобелевской премии И.Пригожин - индивидуальная активность сейчас во­все не обречена на бессмыслен­ность, и чем сложней система, тем важней и ответственней, даже решающей, может быть деятельность любого, т.е. заранее не предсказуемого, человека. Тем более – организации и особенно школы! 

Но каждый человек, каждая организация, входящие тем или иным способом в коллектив школы, действующие в ней, желательно, должны видеть все возможности, весь объем задач-проблем-возможностей, все меню из которого они могут выбрать-найти свое: то, что они считает нужным, важным, интересным, соответствует их личностно-социальным возможностям, талантам, совести… Увидеть, почувствовать свою, своего окружения жизненную созидательную, достойную гордого человека личностно-социальную перспективу. В школе или потом, на жизненном пути - может возникнуть душевно-социальный резонанс. Но озадачивать, в полной мере, надо уже в школе, чтобы этот стержень души дал себя почувствовать, успел прорасти. Тем более, что потом такой возможности уже может и не быть. Или опоздает… Вполне очевидна неисчислимость и невосполнимость потерь для личности, общества и организации. Заметим, что сейчас известны и функционируют шесть механизмов социализации: семья, армия, школа, язык, культура и тюрьма. Все явственней становится острая необходимость создания еще одного социального механизма, ответственного за социализацию, т.е. за способность инициировать, социально сохранять, развивать и реализовывать позитивные, социально и личностно важные-нужные, творческие и инновационно-нравственные результаты независимо от социального статуса личности, а только от значимости предлагаемого. 

Покажем особенности направлений инновационного развития в сфере образования и формирования, развития нравственности, как личностной, так и ее социальной составляющей, которые взаимно обусловлены. 

Э. Ильенкова, одного из наиболее глубоких философов второй половины ХХ века, совершенно справедливо беспокоила проблема слабой связи школьного обучения с практикой, с жизнью, формализация процесса получения знаний [20]. Эта задача сейчас особенно актуальна. Одним из самых эффективных путей решения является объединение образовательного и реального инновационного процессов. В частности, за счет активного участия школьников в сборе, оценке, развитии инноваций (т.е. «сырых», недозревших, не отвердевших «абсолютных» истин, о которых так язвительно отзывался Э.Ильенков). Заметим, что такое участие возможно и необходимо в самых разных ролях: от участия в сборе, инициации идей до создания демонстрационных, действующих моделей, участия в содержательной оценке (идей, разработок), их развитии (содержательном, организационном, информационном, художественном) и т.д. Поле бескрайнее, необозримое. Одним из актуальнейших направлений сегодняшнего дня, является совместное освоение инновационно-творческого потенциала пожилых, многие из которых располагают (и в сумме тем более) огромным запасом идей, инноваций, организационных возможностей и физической и поисковой, познавательной и созидательной энергией молодых (учащихся, коллективов школ). Такой союз может и должен дать неоценимый и исторически, возможно, неповторимый (как было с духовно-нравственным богатством знаний, умений, отношений, собранном, выработанным и накопленном, в течение веков, греками [21]) образовательный, нравственный, экономический и социальный результат [22,23]. 

Однако, нужно знание того, что работа с идеями-инновациями, их авторами (с авидой) не только очень важное, но и ответственное, а, нередко, и чрезвычайно ответственное дело, направление деятельности человека, школы, социума, всей жизни (в конце концов), которое требует определенных специальных знаний, навыков, организационно-технологического и душевного совершенства, и не только у отдельных лиц, а и у коллективов. И более того – у всего социума. И эту основу, направленность и содержание всякого развития (т.е. то, что формируют инновации, новые идеи, новые результаты во всех областях жизни и деятельности человека и общества, которые несут инновации и те, кто их реализует) нужно формировать, необходимо осваивать, как говорится, всерьез и надолго. 

Но в обязательном порядке, в сочетании с широчайшей, всех и всёохватной активной нравственной деятельностью, которая является обязательным условием и средством нормального инновационного развития, получения действительно полезного, нужного конкретным и всем людям, обществу инновационного продукта, причем, опять–таки, самого широкого спектра. 

Но, конечно, каждая школа занимает особое место в этом многообразии. Например, возможности и особенности ее участия в инновационном процесс, деятельности, очевидно, существенно отличаются для школ гуманитарных и с естественнонаучным (исследовательским) или техническим (созидательным) уклоном. Если в первом случае в школе могут подключиться или взять на себя ведущую роль в качестве создателей локальных, а потом и общих, юридических и экономических законов, механизмов, журналистов. сценаристов и иллюстраторов некоторого изделия, процесса, требующих ускоренной доброжелательной, объективно-всесторонней оценки, развития, реализации, умелого, приносящего пользу использования. А вот процесс, создание изделия, устройства для научного опыта – это может быть прерогативой уже иных школ (создание модели, формирование и исследование процесса и т.п.). 

Другая возможность освоения инновационной культуры – внесение инновационной составляющей в изложение традиционных (и любых других) предметов. Ведь законы физики, математические формулы, инженерные сооружения, биологические знания, произведения литературы и все остальное не рождались, как правило, легко и непринужденно. В очереди за ними никто не стоял. Более того: Логика и ныне действующей организационной структуры такова, что «... чем существенней полученный автором результат для развития данной научной области, тем вернее рукопись будет отклонена рецензен­том как бесполезная... И, следовательно, творческие результаты, обладающие наи­большей, особенно принципиальной новизной, наименее проходимы. А это означа­ет, что наиболее эффективные, социально ценные идеи мы рискуем оставить за бортом» (Е.З. Мирская. Механизм восприятия и оценки нового знания// Вопросы философии, 1977, №12; 1979, №5). 

В таких условиях для «деда» и его «репки» ценность даже «мышки» высока. Ведь без нее не вытащить… Поэтому надо воздавать должное не забывать, но показывать, помнить тех людей, те организации, которые способствовали (или мешали!?). Это очень важно – автор творит чаще всего не в социальном вакууме. И такую память тоже надо развивать, обогащать, ценить. Изложение предметов с показом сущностного созревания формулы, картины мира, как процесс борьбы и действия разных людей, интересов – задача, возможно не менее важная для дальнейшего развития человека и социума, чем анализ и запоминание полученного конечного результата. 

Конечно, в современных радикально отличающихся условия и возможностях (позитивных и негативных) жизни и деятельности очень важна разработка и изложение новых знаний, умений, технологий, более эффективное освоение «старых» (лучшее усвоение, за сравнительно меньшие затраты времени и интеллектуальных усилий), которые, в свою очередь, нуждаются в новых педагогических технологиях, приемах, методах, методологиях, системах и концептуальных конструкциях. И здесь инновационная культура должна обеспечить выход « в свет» только лучшее и действительно полезное-необходимое, в зависимости не столько от статуса автора, сколько от действительной социально-личностной ценности и актуальности предлагаемого. Предлагаемая в системе САНИ методология и алгоритмы оценки предлагаемого, работы и авидой позволяют решать эту важнейшую задачу и.р. несравненно более эффективно, чем на современной методологической, духовной и организационной основе [24]. 

Одной из новых и очень важных возможностей является включение школы, учеников в творческо-инновационную деятельность старших и особенно пожилых людей, располагающих сейчас, как показал опыт деятельности УЦ САНИ, огромным инновационным и творческим потенциалом, при постоянно уменьшающихся физических возможностях. Которыми в избытке располагает молодежь, школьники. Это позволит не только реализовать результаты, имеющие мировое значение, но и глубже усвоить, основываясь на практической деятельности, связанной с развитием инновации, чего-то нового, требующего поэтому не формального, а творческого, вдумчивого подхода, действительного понимания предмета (физики, химии, литературы, истории), необходимого, включенного в процесс развития инновации, авиды [22, 23]. 

Инициация, восприятие (социализация), развитие идей мощное, ничем не заменимое средство социально-личностного развития личности, в том числе и как способ обучения и освоение навыков отбора и развития-реализации позитивной инициативы 

Значение и роль отношений в среде, окружающей гения, творчески активного человека, разнопланово показал К.Э. Циолковский в работе «Гений среди людей»[25]. И в основном, надо отметить, все это происходит на фоне дремучей инновационной неграмотности. 

Все более становится очевидным, что с помощью одних инвестиций невозможно преодолеть инновационную стагнацию. Еще в 1995 г. комиссия западноевропейских экспертов оценила состояние инноваций в Европейском Союзе как неудовлетворительное. 

По их мнению, изложенному в специальной «Зеленой книге», традиционная Европа подозрительна и ее предприятия склонны уходить от риска. На инноваторов смотрят как на надоедливых людей, всячески отмахиваясь как от «мух» Они не только уязвимы с самого начала, но и наталкиваются на бесконечные препятствия своему творчеству. Пробивать свой путь через существующую канцелярщину, волокиту – словно проходить сквозь строй. 

Эксперты ЕС приходят к следующему выводу: «Вследствие этих и других причин идея, даже самая плодотворная, большей частью гибнет. В лучшем случае хорошая мысль тормозится и задерживается на десятки и сотни лет… Человечество же остается в страшном убытке…» [26]) 

И чиновников, руководство можно понять: эти люди перегружены текущей работой, обеспечивающей день сегодняшний. Более того, они ответственны именно за сохранение существующей системы (социальной, научно-технической). Ясно, что нужно, как при операциях на сердце, шунтировать, создавать специальный канал для обработки и подготовки инициативы к восприятию ее теми, кто отвечает за конкретную организацию, страну. Наполнив этот канал, систему людьми, специально подготовленными и отобранными для этой непростой деятельности, постоянно связанной с новым, с людьми заряженными идеями. Которых тоже, по мере усталости, проявленной профессиональной слабости, надо периодически заменять и поддерживать ореолом не формализованных, не включенных в штат, энтузиастов (в том числе и из числа авторов), людей-учеников не безразличных, обладающих разнообразными талантами, способных и на бескорыстное действие, сотрудничество. Причем, если для действующих на постоянной основе, клятва Прометею весьма обязательна, то для внештатных сотрудников – весьма желательна. Ведь речь может идти и об очень важном для автора, его семьи, для мира, в конце концов. И надо очень бережно, уважительно относиться к любому предложению-идее, к любому человеку, пришедшему со своей находкой. 

А именно возможность, независящая от социальных возможностей автора, зарегистрировать свою идею и развивать ее только в зависимости от ее социально-личностной значимости и позитивности, возможность посильного активного участия в этом процессе любого желающего, конечно, с согласия автора, и при условии соблюдения требований-пожеланий клятвы Прометея, является важнейшим, ключевым условием формирования и позитивного развития личности, неформальных и обычных коллективов. Конечно, это не простой путь – но чрезвычайно интересный и насыщенный, ориентированный на достойное будущее человека, родной школы, Родины, Человечества. 

Важным, для консолидации, душевного и творческо-инновационного подъема каждого ученика, всей школы в целом, является праздник Прометея, предложенный 

И.И. Ермаковым и концептуально разработанный В.И.Джелали [19]. Праздник, как было в традиции Древней Греции, но не как день отдыха, праздности, а как концентрат, финал творческой, нравственно-инновационной деятельности любого человека, коллектива, как праздник сотрудничества, взаимопомощи, совместной деятельности ради совершенства человека, всего мира и даже Вселенной (Е.Т. Фаддеев, Н.Г. Холодный, Э.В. Ильенков, Тейяр де Шарден, Н.Н. Моисеев и др.). Но не противостояния, даже если оно в спортивно-соревновательном духе. Напомним только, что образ Прометея, как идеала Человека, создавался не только греками, но и на протяжении веков многими народами Европы, в том числе и нашими. Кое-что напомню: 

 «Ты добр — в том твой небесный грех
Иль преступленье: ты хотел 
Несчастьям положить предел, 
Чтоб разум осчастливил всех! 
Разрушил Рок твои мечты, 


Но в том. что не смирился ты,
Пример для всех людских сердец; 
В том, чем была твоя свобода 
Сокрыт величья образец 

Для человеческого рода!» (Д. Г. Байрон); 

— «Прометей является …образцом нравственного и духовного совершенства, движимым самыми чистыми и бескорыстными побуждениями, ради самых прекрасных и благородных целей…» 

(П.Б. Шелли). 

В заключение заметим, что для эффективности инновационного развития школы представляется важной и общая структура школы, которая должна включать систему подготовки учащихся к эффективной жизненной деятельности, основы которой изложены в работе [16]. 

___________________________

Приложения 

І. КЛЯТВА ПРОМЕТЕЮ 

- самому благородному святому и мученику в философии [27] 

Я - Ф. И. О., клянусь великим Прометеем, совершить подвиг жизни ради человечества, именем высокоуважаемым мною и всем человечеством, людьми творческими, человеколюбивыми, готовыми на самопожертвование ради спасения, счастья и радости всех людей. 

Клянусь именем того, кто обучил людей искусствам, того, кто сделал прежде неразумных – разумными и научил мыслить, кто людям подарил творческий и душевный огонь – нравственную силу. 

Клянусь исполнять честно, в соответствии с моими силами и пониманием, следующую присягу и письменное обязательство. 

Я твердо обещаю хранить в строгой тайне технологию и искусство работы с идеями, их авторами, переданными мне из УЦ САНИ и передавать это знание умение безвозмездно и без всякого договора, связанным обязательством и клятвой Прометею. 

Я всей душой обещаю служить идеям и их авторам абсолютно честно и бескорыстно, всеми силами и нравственно доступными методами способствовать развитию разумной мысли, сохранению и расцвету всех людей и всего живого. Всегда буду поступать так, чтобы ни в коем случае не навредить биосфере и ноосфере. 

Я обещаю быть стойким и самоотверженным в деле развития и использования идей, всего нового для укрепления и развития каждого живого существа, для роста полноты и доступности счастья каждому человеку, цивилизации Земли. 

Я обещаю вести свою деятельность исключительно доброжелательно по отношению к авторам и его творческому результату, опираясь на идеи сотрудничества, желание оказать им всемерную, основанную на совместном поиске, помощь, на презумпцию невиновности идей. 

Я всегда буду помнить, что творческую искру может затушить даже легкое дуновение недоверия. 

Я обещаю решать все возникающие передо мной задачи инициативно, качественно, привлекая, если решение не представляется удовлетворительным, возможности коллег и других лиц, опираясь, прежде всего, на их разум и честь, а не на положение в обществе. 

Чтобы при этом преднамеренно или случайно я не узнал касательно жизни автора и его идей из того, что не следует когда-либо разглашать, я промолчу, считая подобные вещи вечной тайной. 

Мне, нерушимо выполняющему Клятву, пусть сопутствует счастье в жизни и творчестве, слава у людей во все времена. Нарушившему же и дающему ложную клятву да будет обратное. 

*   *   *

ІІ. Думается давно пора показать основные составляющие наиболее важных для человека “параметров”, определяющих его существование: саму жизнь, ее экономическое обеспечение – труд, свободу, творчество, тесно связанную с ней инновационную деятельность, справедливость, нравственность, … 

Одним из таких исходных, основных “параметров” личностной и социальной жизни является свобода [28] , т. к. достойный человека труд, творчество возможны только при наличии хоть части ее слагаемых. Представляется содержательно верным описать свободу (С) следующим образом: 

С = Н х В х Р х Ц х О, где: 

Н – знание жизненной необходимости (личной и социальной). Иначе желание быть свободным может привести к шагу «через ограду балкона» на любой высоте, что и демонстрируют некоторые дети и домашние животные незнающие, что такое высота и как освободиться от связанной с ней необходимостью; 

В – знание возможностей мыслить и действовать, умение ими пользоваться; 

Р - лично, семейно и/или социально располагаемые и предоставляемые ресурсы и возможности (финансовые, технологические, организационные, информационные, правовые, инновационные и др.); 

Ц – цели (задачи), ради которых (т.е. для прогрессивного, позитивного развития, совершенствования личного и социального) используются составляющие свободы. Действительная свобода возможна только на службе достойной цели. Иначе она вводит в рабство (той или иной степени), уничтожая личность, его духовные, физические возможности, его окружение (сотрудников, семью, близких, социум в конце концов). 

Действительно очень важно ради чего используются составляющие свободы и, главное, какой характер свободы: есть свобода воровать, обманывать, разрушать разумное, доброе и есть свобода созидать (садовника, инженера), исследовать (ученого), отображать мир (художника). Второй группе нужна система социального обеспечения инициации, развития и использования творческих результатов (т.е. социальная инновационная система доступная любому творцу). А “садовнику” нужно еще и бороться с “сорняками” – т.е. нужна система “сдерживающая зло и поощряющая добро” (по мысли апостола Павла), помогающая действовать добрым людям и действовать сообща. Тем более, что “репку”, т.е. задачу обеспечения и прогрессивного развития жизни на планете, в стране, в семье не вытянешь в одиночку; 

О – ответственность за то, как ты, семья, страна, мир воспользовались, предоставленной с помощью научно-технического и социального прогресса, свободой. Ведь в биологии хорошо известно, что если в организме взрослого человека, насчитывающего 50000 млрд. клеток (в норме, благодаря согласованному взаимодействию обеспечивается гармонический процесс) клетка получает неверный регулирующий сигнал или не выполняет нужную команду, то гармония нарушается и возникает болезнь. Т.о. ее свобода может привести к тяжелым последствиям. Также и в социальной жизни. Как стало ясно уже многим, начать войну, техногенную катастрофу может и один человек. Но для восстановления жизни, достойной людей, задач поставленных перед ней Природой, требуются жизни и страдания миллионов. 

*   *   *

ІІІ. Другой аспект инновационного развития связан с разумностью принятых реше­ний [29], которая зависит не только от ума, как обычно принято счи­тать, причем и не только в быту. В итоге отсутствие в методике принятия решения любой компоненты сводит результат к нулю, а ошибочность, выбор компоненты с неверным знаком - к решению с противоположным результатом, т.е. к неверному, к глупости. Фо­рмула принятия правильного решения (ПР) выглядит следующим образом: 

ПР = У х С х З х ИЗ х СТ х ТИТ х ТИНС х ИН

 где: 

У - ум, 

С - совесть, нравственность, 

3 - знание общее и конкретное, 

ИЗ - изобретательность, личная способность находить творческие решения, 

СТ - стойкость, 

ТИТ - технология интеллектуального труда, 

ТИНС - технология работы с инновационной средой, 

ИН - инициативность. 

Литература 

1. Меньшикова Ирина. «Мань! Так больше жить нельзя!» или идеализм как высшая форма материализма// Зеркало недели. – 22.09.2007. – С.22. 

2. Довженко Г. Особливостi нацiональної соцiологiї. Нотатки на полях одного дослiдження // Урядовий кур´єр. – 06.06.2006. – К. – С.14. 

3. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Инновационная культура и здоровье// Кибернетика и вычислительная техника. – вып. №150. – 2006. – С. 88-104. 

4. Цибуляк Анастасiя Глобалiзацiя: руйнiвна сила антикультури// Урядовий кур’єр. – 20.07.07. – С. 8-9. 

5. Джелали В. Синтез методологий философа и конструктора – необходимое условие решения основных и наиболее актуальных проблем// Матерiали V Мiжн. наук.-практ. конф. «Творчiсть, як спосiб буття дiйсного гуманiзму». – К.: НТУУ "КПI".– 1999. – ч.1. – С. 110-112. 

6. Джелали В.И. К формированию методологии деятельности конструктора-философа // Материалы VII Мiждународної наук.-практ. конф. "Творчiсть врятує свiт". – К.:Полiтехника. – 2003. – С.42-44. 

7. Джелали В.И. О прогнозировании движения систем// Винахiдник i рацiоналiзатор. – №3. – 2005. – С. 5-7. 

8. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Наука будущего (Особенности трансформации современной науки)// Стратегия розвитку України. Науковий журнал (Економiка, соцiологiя, право). – №2-4. – К.: Книжкове видавництво Нацiонального авiацiйного унiверсiтету. – 2006. – С. 424-432. 

9. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Моисеенко В.В. Инновационная культура – основа, движитель и определитель направления и качества развития социума и личности// Винахiдник i рацiоналiзатор. – №4. – К.: 2002. – С. 5-11 

10. Холодный Н.Г. Избранные труды. – К.: -Наукова думка.- 1982. – С. 139-206. 

11. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Антропокосмизм Н. Холодного – концептуальная основа инновационно-нравственной деятельности// Материалы ХII Межд. н.- пр. конф. «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики». – К. –Херсон- Симферополь. – 2007. – С. 194-198. 

12. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности// М.: Экономика. –1972. –223с. 

13. Джелали В.И. К стратегическому качественному прогнозированию космонавтики (формирование системы высших целей)// Винахiдник i рацiоналiзатор. – №6. – К.: 2005. – С. 9-13. 

14. Морозов А.А., Джелали В.И. К концепции инновационной составляющей национальной безопасности (предварительные замечания, исследование) // Математичнi машини i системи. Науковий журнал. – К.: 2011. – ч.1.: №2.– С. 182-192; ч.2.; №3. – С. 146-159. 

15. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Об основах сферы здравосозидания// Укр. журнал медичн. техн. i технологiï. – №3. – К.: 2006. – С. 45-50. 

16. Джелали В.И. Основания концепции системы подготовки к эффективной жизненной деятельности// Моделі інноваційного розвитку школи. Матеріали Міжн. наук.-пр. конф.. – 2009 р. – К.: Арт Економі. – 2010. – С. 66-76. 

17. Джелали В.И. Инновационная информационная технология – основа инновационной культуры // Укр. журнал медичн. технiки i технологiï. – К., 2007. – ч.1, №1. – С. 66-77; ч.2, №2-3. – С. 30-52. 

18. Єрмаков І.І., Петренко Д.І. Образ інноваційної школи України// Інновації в сучасній школі у крнтексті діалогу педагогічних культур. Практично зорієнтований посібник. –К.: ДП «Мистецький арсенал». –2012. – С.27-33. 

19. Джелали В. И., Ермаков И. И. Праздник Прометея – цвет высшего духа ХХI века// Iмiдж школи на порозi ХХI столiття (практично зорiєнтований посiбник) – К.,1999. – ч. II. – С.17–41. (// Трибуна, № 11-12. – К., 1991. – С. 17-18; // Журналист, №44, 45. – Харьков. – 1997). 

20. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах// К.: Час-крок. – 2006. – 312с. 

21. Зелинский Ф.Ф., Древнегреческая религия (Изд-во «Огни», Петроград, 1918). – К.: СИНТО. – 1993. – 128с. 

22. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Духовно-инновационные аспекты социальной адаптации пожилых и молодых людей// Украïнский журнал медичноï техніки і технологіï.– №3-4. – 2005. – с.15-24. 

23. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Союз пожилых людей и молодежи – важнейшее средство инновационно-нравственного развития человека и социума// Strategia supravietuirii din perspective bioeticii, filosofiei si medicinei. Culegere de articole stiintifice cu participare internationala, vol.3. – Chisinau. – 2013. – C. 130-133. 

24. Джелали В.И., Гавриленко С.И. Инновационная деятельность и универсальная ответственность эксперта// ВiР. – К., 2009. – ч.1, №5. – С. 18-25; ч.2., №7 – С. 4-11 

25. Циолковский Константин. Гений среди людей// 1918. – Начало формы (написана). – Терминатор. – №1. – 1994. – С. 10-20. 
Николаев А.И. Инновационная культура – стратегический ресурс нового века. Институт стратегических инноваций. – М.: 2001. – 15с. 
Джелали В.И., Воронин А.Н, Моисеенко В.В., Баранов Г.Л., Гаврилова Н.Л., Селиванов Ю.А. Создание опорных зон инновационной деятельности на предприятиях космической отрасли (Разработка концепции инновационной информационной технологии – ИИТ, …)// Научно-технический проект Института космических исследований НАНУ и НКАУ, УЦ САНИ по договору с Минобразования и науки, № 06.01/00190. – 1997-2000 г.г. 
Джелали В.И. Инновационная информационная технология САНИ – основа совершенствования работы школы// Імідж школи на порозі XXI ст. – К.: 1997. – С. 341-345. 

29. Джелали В. Некоторые основные составляющие творчества и свободыII Матерiали VI наук.- практ. конф. «Творчість свободи як свобода творчості». – К.: НТУУ «КПІ». – 2002. – С.20-21. 


Джелали В.И., директор УЦ САНИ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий