вторник, 17 апреля 2018 г.

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, БУДУЩЕЕ


ПОСЛЕДНИЙ ОСКОЛОК СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ 
или
ПЯТОЕ КОЛЕСО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

Любое масштабное явление, а советская школа явление, безусловно, масштабное, содержит в себе много разного: и хорошего, и плохого. И потому те, кому повезло иметь дело с хорошими проявлениями феномена, отзываются о нем позитивно. А кому не повезло, те, конечно, о нем только «в черном свете». Я по жизни везунчик. Меня всегда окружали хорошие люди. Хотя были вокруг всякие. И с учителями, и со школами мне тоже везло: имел дело с лучшими. Не думаю, что и мои учителя считали меня лучшим. Среди своих учеников. Но это уже меня не очень волновало. Хотя я не был совсем уж безразличным к оценкам моей персоны учителями. Однако, меня больше радовали победы над собой, чем над конкурентами. И потому я оцениваю Советскую школу с точки зрения того, что в ней было хорошего. Хотя было в ней всякое. И мне это за 40 лет жизни в ней и с ней известно, как никому.

Советская школа была органическим продолжением дореволюционной имперской системы образования. В которой тоже было немало всякого. Однако лицом и корневым стержнем русской школы была педагогика Царскосельского лицея. А еще раньше — братьев Лихудов, Феофана Прокоповича, Симеона Полоцкого... Хотя всегда были в ней и простаковы, и скотинины, и вральманы, и кутейкины с цифиркиными, и даже митрофанушки. Вот только рулить — ни просвещением, ни целой страной — эту публику тогда не допускали. В отличие от теперь.

Высшим и лучшим проявлением Советской школы было движение педагогов-новаторов 70-х начала 90-х годов ХХ века. Педагоги играли в нем роль столь же важную и ответственную, как родители детей, ради которых это все начиналось. Движение спровоцировало и стимулировало тотальную сквозную реформу всей системы отечественного просвещения. Успешную реформу! Способную лет через 20-30 сделать СССР страной с самыми передовыми мозгами, с самым совершенным в умственном отношении человеческим капиталом... Если бы не подлость высшего советского начальства и не воровской капитализм, оборвавшие реформу на взлете...

Ярчайшим и капитальнейшим феноменом в творчестве педагогов-новаторов была организационно-методическая система В.Ф.Шаталова. Она по своей сути стала конспектом всесторонней кардинальной реформы всей системы отечественного просвещения. Этот «конспект» можно было дополнять, редактировать, адаптировать под индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Но в нем было то совершенство шедевра из которого уже ничего больше нельзя убрать. Чтобы не испортить его целое. И не извратить смысл.

Технологичная: доступная всем желающим овладеть ею, позволявшая учить и развивать учебным трудом буквально ВСЕХ умственно полноценных детей без различия возраста, социального происхождения и предшествующей подготовки.

Она полностью освобождала дидактический процесс от любых психических травм и конфликтов. И сокращала время обучения с 10 лет до 8-ми, а в перспективе — до 7 и даже 6-ти, что уже было убедительно доказано отдельными пилотными экспериментами …
Но самой главной в ней была такая ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ педагога и ученика, которая позволяла им не конфликтовать друг с другом, не бояться ошибаться и разумно совместно управлять всем процессом, всем ходом умственного развития, из которого напрочь были изгнаны зубрежка и страх кары за неуспеваемость — вместе с самой неуспеваемостью. Да и какая может быть «неуспеваемость», если, как встарь: «пятилетку в 3 года»?

Экзаменационную «рулетку» сменила система сквозного системного мониторинга всего хода интеллектуального развития ребенка. Когда ни одно из дидактических упражнений и заданий не оставалось без многократной проверки и всестороннего анализа — педагогом, и, что еще важнее, самим ребенком. Психологи называют это рефлексией. Так вот от рефлексии в системе Шаталова деваться было некуда. Она просто сочилась рефлексией. Изо всех концов.

Аналитическая рефлексия с мониторингом всего дидактического процесса, при участии самих детей и их родителей, когда соврать невозможно никому, были столь мощными, что РАСТВОРИЛИ ОЦЕНКУ. Без остатка! Хотя само оценивание качества и результатов учебной деятельности сохранилось. Как без них? - Работать вслепую?! Но от выражения в «баллах» динамики дидактических успехов отказались. За ненадобностью. Потому что если есть только ЗНАНИЕ и НЕЗНАНИЕ, то любые переходы меж этими полюсами — степени невежества — самообман. В пропасти между Истиной и Ложью не бывает полутонов и светотеней. Если не врать самому себе. А зачем врать, если временное несовершенство ненаказуемо? И если со всех сторон обеспечена любая помощь, необходимая для преодоления пропасти? Так из учебного процесса были изгнаны ложь и недобросовестность. Развращающие и детей, и взрослых. Жить нужно честно. И Шаталов учил этому на каждом уроке. Потому что, если задание задано всем 40-ка ученикам, а исполнение его проверено лишь у 5-ти или 6-ти, то учитель лжет, будто учит остальных. И дети это хорошо понимают. И после двух-трех таких «уроков» задания учителя исполнять перестают. То есть перестают учиться. А какой смысл? Ведь дети учатся не для себя. Как бы мы их в этом не убеждали. Они учатся для взрослых: для учителей и для родителей. Из уважения к ним. А как можно уважать человека, который нагло врет глаза в глаза? О том, что учиться нужно для себя детишки все-таки понимают. Потом. Когда повзрослеют. И когда уже поздно. Поздно учиться. Потому что время молодости потеряно безвозвратно.

Шаталов и шаталовцы оценивали КАЖДОГО ученика в КАЖДОМ своем классе. Сколько бы ни было там человек: 15-25-30-40-50... Причем за один урок КАЖДЫЙ ученик получал, как минимум, 2-3 оценки. А некоторые до 5-7-ми. Это при том, что в уроке оставалось 45 минут. И не было никаких дополнительных занятий после уроков. Вообще. В принципе. Как не было у шаталовцев ни дневников, ни классных журналов. А зачем они, если дети сами выбирали себе текущий объем заданий и упражнений? И как вести стандартный классный журнал, если в графе есть место только для одной оценки, а оценок — от 3-х до 7-ми — за урок? У каждого!

Что было у шаталовцев вместо дневников и журналов? Как и где отражалась текущая «успеваемость»? В отсутствие компьютеров и интернета. Это тема для отдельного разговора. Сейчас нужно понять простую вещь: если оценивается учебная деятельность не от случая к случаю (3-5 раз за 2-3 месяца), а систематически и всестороннее — ежедневно, принципиально и неукоснительно — неотвратимо... Если оценку в принципе нельзя купить, но только заработать — собственным умственным трудом... Если сам ребенок привык к высочайшим и, кстати, единственно возможным и допустимым требованиям к самому себе, которые он же сам себе и воздвигает: если он понимает, что «знания на 4» на самом деле не бывает? Если убежден, что «знать на 4» это все равно, что «знать на 2» или что то же самое, что вообще не знать ничего... То откуда возьмется коррупция? Откуда «липовые» оценки и торговля ими? И к чему тогда экзамены — любые? Если экзамены в системе Шаталова это вся текущая школьная жизнь — сплошь и рядом?

ВЕЛИКИЙ ВОИН

Это — Шаталов: в одиночку победил советскую просвещенческую бюрократию. Потому что был не только профессиональным педагогом, но и бойцом: знал правила политической игры и умел их использовать. В полном объеме. И по назначению. А еще он был хладнокровным и волевым. И любое дело доводил до конца. Если брался за него. А если понимал, что дело «не по зубам» — пока что или вовсе, просто не трогал его. Чтобы не чувствовать себя побежденным. И он не чувствовал себя побежденным. Никогда. По крайней мере я никогда не замечал его раздавленным и огорченным тем, что обстоятельства сильнее его. А еще он блестящий и беспощадный аналитик: умеет вывернуть наизнанку любую ситуацию в поисках первопричин, условий формирования, динамики развития и последствий — возможных и невозможных.

В 50-е - 60-е годы прошлого века Шаталов сформировал основу своего дидактического метода. Экспериментально. На своих уроках. Затем, обретя последователей и благожелателей, осмыслив и описав собственную работу, получив блестящую журналистскую поддержку, он стал бороться с системой за право официально учить по-своему. И добился признания. Просто потому, что никто кроме него во всем Советском Союзе не способен был учить так успешно абсолютно всех своих учеников. Это впечатлило кремлевских старцев. И в 70-е годы (при Брежневе) из ЦК КПСС в министерство просвещения пришла директива: ШАТАЛОВА НЕ ТРОГАТЬ. ПУСТЬ ТВОРИТ ВСЕ, ЧТО ЗАХОЧЕТ. После высочайшего благословения Шаталовым заинтересовались в Академии Педагогических Наук. Он сделал там несколько докладов. И ему позволили создать свою лабораторию «интенсивных методов обучения». И профинансировали целых 6 ставок: 1 заведующего и 5 научных сотрудников. Так в рамках АПН СССР начался эксперимент, продлившийся более 7 лет — пока не рухнул триумфально Советский Союз.

Однако за это время В.Ф.Шаталов и его коллеги успели и показать, и доказать — на деле, в масштабе всего гигантского государства, что учить ВСЕХ и можно, и нужно. Мы — члены шаталовской лаборатории — получили свои экспериментальны классы в обыкновенной провинциальной школе (№ 5 г.Донецка). Учеников в них мы специально не отбирали и не подбирали. Обыкновенные дети из обыкновенных советских семей шахтеров, металлургов, врачей, милиционеров...Учили их открыто и публично. В каждом классе сзади были свободные стулья — для посетителей. Родители, педагоги нередко захаживали в гости. Чтобы убедиться, что ВСЕ (!) дети способны учиться на одни пятерки. И что нет здесь никакого «мошенства», трюкачества или обмана. А есть обыкновенная педагогическая технология. Системная. Психологичная. Эффективная. И потому эффектная.

Эффектная в квадрате. Поскольку позволяла за неделю интенсива (работая по 10-12 часов в сутки) каждому учителю овладеть технологией интенсивного обучения в масштабе одного программного годичного курса (Алгебра-6, Геометрия-7, Химия-9...). Система Шаталова блестяще работала и в системе повышения квалификации учителей — без отрыва от производства и без дополнительных капиталовложений — из казны.

ГОСУДАРСТВО И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Так повелось — исторически: могущество русского государства обеспечивалось высочайше образованными людьми. И опиралось на них, не уступавших уровнем компетенции и качеством мышления никому в Европе. Величие государства российского в мозгах его элиты. Которую власть умела и отобрать, и воспитать. Держава Романовых, при всем своем деспотическом бюрократизме, никогда не посягала на автономию просвещенческих институтов. Она обеспечивала их всем необходимым. Чтобы не нуждались ни в чем. И могли всецело посвятить себя заботам о судьбах своих воспитанников. Которые завтра станут слугами государевыми. Поэтому в российской империи педагоги могли себе позволить иметь многодетные семьи. И, да, педагогика была слишком серьезным делом, чтобы доверять ее женщинам с их неминуемыми капризами — естетвенными и уважаемыми в семье. Но не допустимыми на производстве. Особенно, если производится интеллект. Судьбоносный для государства.

В консервативной и обросшей феодальными пережитками имперской России система казенного просвещения обладала невиданной даже в наши «демократические» времена автономией, уходившей корнями в традиции университетской средневековой демократии. Безусловно корпоративной и ведомственно замкнутой. И все же демократии. Где администраторы факультетов, вузов и состоящих при вузах учебных заведений низших ступеней избирались факультетско-кафедральным научно-педагогическим сообществом. По исключительно деловым признакам. И ни разу не назначались министерством. Которое лишь финансировало учебные заведения. И инспектировало. Но не учило, как педагогам нужно работать. Наверное поэтому русское просвещение узнало коррупцию и прочие безобразия лишь после окончательной и бесповоротной «демократизации» ее диктатурой заплечных дел «пролетатриев» с горячими сердцами, с холодными головами и с руками в крови по самые плечи.
...

Реанимированная большевиками система дореволюционного русского просвещения закономерно породила замечательную плеяду советских педагогов. В которой звезда В.Ф.Шаталова была одной из самых ярких. Наряду с Амонашвили, Лысенковой, Никитиными ... и бесчисленным множеством менее известных, но не менее замечательных и успешных педагогов. Не обладавших столь выраженными бойцовскими качествами. И медийной поддержкой.

ПЕДАГОГИКА И КАПИТАЛИЗМ

Лет тридцать назад коммунист Шаталов победил советскую бюрократию, добившись официального признания своей дидактической парадигмы. Но бюрократия буржуазная оказалась ему не по зубам. Видимо, слишком инородны субстанции. И несовместимы. Да и стар стал коммунист Шаталов. 90 лет возраст далеко не бойцовский.

В 1991 году советское начальство убило Родину. С гибелью СССР кончился и шаталовский эксперимент. Из обломков советского просвещения другие люди слепили две принципиально разные школы: для богатых и для «негров». Хотя учить детей, как это делали педагоги-новаторы, в них не умеют одинаково. В школе для богатых создали видимость успешного обучения. При помощи армии репетиторов. В школе для «негров» имитировали внешнюю форму учебного процесса.

В 80-х начале 90-х годов прошлого века, пройдя переподготовку на базе лаборатории Шаталова при АПН СССР, целые школы, методобъединения учителей, тысячи педагогов переходили на преподавание по системе интенсивного развивающего обучения. И учителя, и родители, и, что самое главное, дети охотно учились по-новому. Потому что это было интересно, это было легко, это давало ощущение собственного умственного развития, веру в себя … Сегодня от всего этого не осталось и следа. Система просвещения превратилась в систему образования — образования денег. Теперь в ней не учат детей, а зарабатыют на детях. Торгуя «педагогичесими услугами».

Где-то в дебрях Москвы приютилась на арендных площадях одного из приватных институтов школа-студия Шаталова. Желающим познакомиться с ней поближе рекомендую ее сайт в интернете: www.shatalovschools.ru И саму эту школу я рекомендую. Потому что она в самом деле шаталовская. Вернее почти шаталовская. Почему «почти» понять несложно. Если знаешь что такое шаталовская педагогика в оригинале.

Московский проект — коммерческий и, по-существу, репетиторский. Хотя репетиторство — всегда ругательство в устах Шаталова, учившего своих учеников не запоминать, а думать — мыслить. Самостоятельно! Не пересказывать учебник, а знать его. Лучше авторов. И решать задачи.

Репетиторство это обучение детей после уроков. И вместо уроков. Даже если это обучение по-шаталовски. А еще репетиторство это обучение за деньги. Которые платит не государство, а родители.
Нет ничего плохого, если родители, способные заплатить за то, что их деток хоть кто-то сегодня чему-то научит, заплатят за это деньги. Плохо другое. Лет 30 тому назад все дети — независимо от платежеспособности предков — могли освоить курс средней школы. Советской средней школы. На «отлично». Если там работали по-шаталовски. И таких школ, и таких учителей с каждым годом становилось все больше. Сегодня так работают несколько «динозавров». За деньги. И хотя деньги не самые большие, не все родители могут позволить себе эту роскошь. А учить бесплатно шаталовцы сегодня себе не могут позволить. Потому что это уже не их время. И нет даже нищенской оплаты честного профессионального труда от государства. Потому что не ко двору теперь система Шаталова. Слишком хороша. Не для холопов. Которыми теперь должны стать все подданные русских буржуев.

Последний осколок советской школы и великого эксперимента по превращению всех детей в умниц тихо загибается сегодня в столице всемирной бензоколонки. На задворках гигантского склада древесно-стружечных материалов. Несколько подвижников учителей из последних сил ради прибавки к сиротской пенсии учат желающих. Совмещая шаталовскую дидактическую парадигму, отрицающую экзамены, как таковые и … ЕГЭ. А, по-сути, репетиторствуя: используя некоторые элементы дидактической системы Шаталова, чтобы хоть чему-то научить тех, чьи мозги еще не окончательно искалечены буржуйской школой.

Занятия в школе-студии проходят по выходным, в каникулы и в будние дни — после уроков в официальных школах. И на них, таки да, творятся чудеса: часы и недели уходят на то, чтобы овладеть школьной программой. Вместо месяцев и лет — в казенной школе. Но вот что любопытно: детишки учатся здесь после того, как отсидят ритуальные «уроки» в школе официальной. Спрашивается: почему? Почему не отказаться от школы, которая только делает вид, будто учит? Чтобы все свое время проводить в школе, которая учит на самом деле?

А кто снабдит детей аттестатами о среднем образовании? Шаталовцам такого права не дадено. А потому пожалуйте, господа хорошие, на казнь — скукой и непониманием. На пытку безделием. За которое — в благодарность — детишки уже начинают постреливать своих учителей. И одноклассников. Совсем, как в Америке. На которую мы так стремимся быть похожими.

Мы?!

В системе буржуйской модели современного русского просвещения система Шаталова — пятое колесо телеги. Которая и без него бы смогла... И хотела бы... Без него... Но пока пятое колесо не мешает, пусть себе катится — параллельным курсом. Если параллельным. Как украшение - «по приколу». В конце концов, само же и отвалится. Уж недолго. За отсутствием присутствия главных героев. Потому что времена теперь не героические. Не борцовские нынче времена. Устал народ на Руси бороться. Даже за своих деток. Проще приспособиться. Попривыкнуть. А дальше оно само... Как-нибудь... С Божьей помощью... Образуется. Ведь не зря и систему теперь величают — «системой образования». И «просвещение» тут ни при чем. Привыкайте, господа. Это и есть плата за перестать быть «товарищами» и стать «господами».

А подумайте: это «плата» или «расплата»?

P\S
Вот что сегодня говорят о московской шаталовской школе-студии ее ученики. После того, как поучились в ней:

Орлова Ольга.
Замечательная ШКОЛА!!! Сын занимался алгеброй с сентября по ноябрь 2017 г. у Легасова Владимира Геннадьевича и до сих пор в восторге от преподавателя. Спасибо огромное! Сын не только подтянул знания по предмету, но и стал одним из лучших учеников в классе! Обязательно пойдем к Владимиру Геннадьевичу заниматься физикой! Всем своим знакомым я рекомендую заниматься по методике Шаталова!

Крылова Алевтина. Москва. Июнь 2017 года.
Виктор Павлович, добрый день. Это Крылова Алевтина. Я проходила у вас курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку и курс сочинения этой осенью. У меня по данному предмету 100 балов. Спасибо вам!

Кириченко Мария. Япония. Август 2016 года.
Здравствуйте, Виктор Павлович! Пишет вам мама Ани и Жени из Японии, с которыми Вы занимались прошлой осенью русским языком. Хотела поблагодарить Вас за прекр
P\Sасные уроки.
В конце ноября девочки начали ходить в школу, пришлось наверстывать программу по всем предметам. Так как Аня не знала, какие предметы выбрать для сдачи на ОГЭ, ей завуч сама назначила сдавать биологию и химию. В Японии эти предметы проходили в рамках общего предмета, не на таком глубоком уровне. Поэтому надо было догонять класс, а потом уже и перегонять.
ОГЭ Аня сдала нормально: по математике, химии и биологии получила 5 , а по русскому 4 (32 балла). Преподаватели русского в школе говорили, что можно подать на апелляцию и получить несколько баллов до 5, но Аня очень устала, поэтому оставили все, как есть.
Тестовую часть она написала без ошибок. Но были разные недоразумения с изложением, где можно было бы побороться за пятерку.
В общем, прошлый год был для нас очень тяжелым, но достаточно успешно закончился. Теперь начинается новый этап подготовки к более важным экзаменам.
Надеюсь, Ваша школа опять нам поможет! Спасибо Вам еще раз за помощь!
Надеюсь, до новых встреч! Хотели бы позаниматься в школе Шаталова по всем предметам.
С уважением, Мария

Рахмилов Александр. Москва. Март 2017 года.
Здравствуйте! Хочу пожелать творческих успехов Школе-студии Шаталова-Лысенковой и доброго здоровья всем её преподавателям.Отдельное спасибо Давыдову Виктору Павловичу за подготовку к декабрьскому сочинению. Успешно удалось написать сочинение благодаря содержательным урокам и грамотным замечаниям Виктора Павловича.
Увлекательные занятия с Виноградовым Сергеем Николаевичем стали базой для подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию и истории, а встречи с Данилович Риммой Михайловной и умения, полученные от неё на уроках алгебры и геометрии-незабываемы!
Я всегда с большим удовольствием посещал занятия в Школе Шаталова. Знания, приобретённые в этих стенах, бесценны.
С уважением, Александр Рахмилов.

Дорофеев Роман. Москва. Август 2016 года.
Здравствуйте, Сергей Николаевич! Я занимался в Школе Шаталова русским языком в 2013 году, обществознанием в 2014 году и в этом году ходил на курсы истории России. В этом же году стал абсолютным победителем Высшей Пробы по истории и призёром Всероссийской Олимпиады по обществознанию.
Результаты ЕГЭ:
Русский язык - 91 балл,
Обществознание - 94 балла,
история России - 98 баллов.
Поступил на юридический факультет МГУ, на бюджет.
Хочу сказать огромное спасибо Вам и Виктору Павловичу за обучение. Ваши занятия и схемы очень помогли мне.:)

Симовина Анна, г. Саратов. Февраль 2016 года.
Здравствуйте, Людмила Александровна. Благодарю Вас за Вашу работу, и если есть возможность, передайте, пожалуйста, мою благодарность за учебные фильмы Виктору Федоровичу Шаталову, Лысенковой Софье Николаевне, Амонашвили Шалве Александровичу, а также Виноградову Сергею Николаевичу и Огневой Ольге Валентиновне.
Дело в том, что я не педагог, но у меня четверо детей, трое из которых - школьники (6-й, 2-й и 1-й классы). Измучившись в школе за эти годы, я вынуждена была забрать своих детей на семейное обучение. Дети по полдня проводили в школе, а дома я была вынуждена заново объяснять им все темы, в спешке делать с ними огромные домашние задания и выслушивать на родительских собраниях, что это я должна учить своих детей. В начале второй четверти этого учебного года я их забрала. Благодаря учебным фильмам, купленным в Школе Шаталова, за месяц мы подготовились с ними к аттестация по всем предметам за первое полугодие. Аттестации все сдали. Теперь у старшей дочери появилась любовь к истории, к английскому языку, которые она до этого ненавидела. А с малышами несколько попроще, у них еще не успел накопиться такой негатив.
А теперь вот я вынуждена стать учителем. Мне приходится учиться быть учителем. И с вашими фильмами это становится возможным. И без помощи таких профессионалов, как ваши педагоги, книги и диски которых я у Вас покупаю, мне не справиться.
Спасибо вам всем огромное! И низкий поклон!

Важенина Елена. Санкт-Петербург. Декабрь 2014 года.
Добрый вечер, Виктор Павлович! Сегодня нам сообщили результаты за сочинение. У меня зачёт по всем пяти критериям! Писала по пятой теме, а подтемой было "Что лучше: любить или быть любимым?". Первоначально думала, что порог в 350 слов преодолеть мне очень трудно, но на экзамене я еле остановила себя на 500. Я более чем уверена, что текст очень сжатым получился, я бы смогла ещё больше раскрыть тему, если бы было время. Но я благополучно уложилась, и даже оставалось достаточно времени на самопроверку. Благодарю за работу с нами на вебинарах, за подготовку материалов и терпение. Я надеюсь, что все ваши ученики благополучно сдали. Ещё раз спасибо! Теперь я буду готовиться к ЕГЭ :)

Алина, ученица Школы Шаталова. Октябрь 2014 года.
Спасибо большое за курсы. Именно здесь меня научили ориентироваться в предмете, отвечать на самые сложные вопросы. Отписаться смогла только сейчас, так как все время не хватает времени. Благодаря вашей школе я поступила на бюджет в желанный вуз. Уже по первой волне звонили из вузов и уговаривали отдать свои документы. Даже конкурс в РЭУ им. Плеханова и Финансовой академии оказался для меня вполне одолимым.
Огромное спасибо преподавателю русского языка Давыдову Виктору Павловичу. Вы действительно давали огромное количество знаний за короткие сроки, причем умели найти подход к каждому. Благодаря вам, я сдала русский язык на 90 баллов, мой результат был одним из лучших в нашем районе. И самое главное, что появилась любовь к этому предмету, и еще, все обращаются за советом где поставить запятую или как правильно написать слово. В общем, спасибо вам огромное!!)
И еще покупала учебники и диски для подготовки к обществознанию и истории. Сдала в общем-то тоже неплохо. И в институте знания помогают справляться с таком большой нагрузкой.
И да, по русскому языку (культура делового общения) преподавательница была в восторге от моих знаний по русскому языку, и сегодня я получила уже автомат по предмету. Еще раз спасибо вам.
С уважением, Алина Бычковская.

Юля, ученица Школы Шаталова. Сентябрь 2014 года.
В апреле-мае 2014 года я занималась в Школе Шаталова, ходила на занятия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. До занятий уровень "егэшных" знаний равнялся 70 баллам, а в итоге я сдала на 92 балла. Занятия не прошли даром, заметно повысился уровень знаний.
Ходила также и на занятия "Как писать сочинение" - в итоге за сочинение набрала максимум - 23 балла. Занятия были интересными и продуктивными, каждому ученику уделялось внимание. Спасибо Виктору Павловичу за те ценные знания, которые он мне дал.
(Маленький комментарий: Юля поступила в РУДН)

Отзыв от ученика Школы Шаталова. Сентябрь 2014 года.
В начале 11 класса в школе начали активно запугивать бедных учеников ужасами ЕГЭ. И действительно, спустя пару недель страшных историй, завалов, пересдач и мысли о том, что как плохо в нашей армии, я начал всерьёз сомневаться в своей подготовленности по предметам ЕГЭ. Но наибольшая уверенность у меня почему-то была в русском языке, что меня, без сомнения, радовало. Однако, не долго! Точнее до того момента, пока я не увидел критерии оценок части С, по сочинению. Именно тогда я осознал, что мне, мягко говоря, не помешает помощь. И помощь эта пришла в апреле-мае 2014 года, когда я впервые пришел в Школу Шаталова. За пару еженедельных курсов по написанию сочинения ЕГЭ у Виктора Павловича Давыдова, ко мне вдруг вернулась уверенность в собственных силах и в успешной сдаче экзамена.
И всё то, чему Виктор Павлович научил меня на своих занятиях, всё, до единого замечания, пригодилось мне на самом экзамене.
И я искренне хочу поблагодарить Виктора Павловича за те 82 балла по русскому языку, которые буквально вырвали мне бюджетное место в неплохом техническом ВУЗе Москвы. Спасибо.

Бигуаа Вера. Август 2014 года.
Здравствуйте, Сергей Николаевич! Не знаю, куда написать на сайте. Мой сын, Бигуаа Леон занимался математикой и физикой с Соколовым Юрием Геннадьевичем. Дважды поступил в МИФИ на бюджет. Сначала на факультет Ф (Физико-технический) и в этом году перепоступил на Т (Теоретической и экспериментальной физики). Удачно написал письменный экзамен на Физфак МГУ, но это так, проверяли свои знания. Огромное спасибо замечательному преподавателю!

Отзыв от учителя Ирины Андреевны Правороцкой. Май 2014 года.
Здравствуйте, Сергей Николаевич! Вы наверное знаете, что учителей сегодня мотивируют проходить различные курсы, в том числе платные. Лично я в этом году освоила 2 программы ИД "Первое Сентября", которые мне с практической точки зрения дали заметно меньше, нежели видеоуроки Вашей школы.
Итоги учебного года: использовала Ваши схемы по истории России в 10 и 9 классах, по обществознанию - в 10-м. К концу года работа со схемами стала привычной. Ещё до урока дети подходят, говорят что готовы сдать схемы наизусть. Некоторые жульничают, но многие действительно учат. С помощью схемы строят устные ответы. Есть отзывы детей: учебники стало читать легче, они стали понятнее. Увеличилось и количество уроков письменного контроля, для которых использую базу данных ФИПИ. Письменный контроль проходят довольно успешно.
Возможно, Вам интересно будет узнать, что по истории "самыми лёгкими" дети называют схемы "Бунташный век" и "Истоки русских революций", а по обществознанию "Человек познающий"
С уважением и с большим интересом к новому курсу в Вашем изложении, Ирина Андреевна Правороцкая, учитель истории и обществознания школы № 400.

Отзыв от Богатырёвой Виктории. Апрель 2014 года. Чехия.
Здравствуйте, уважаемый Владимир Геннадьевич! Хочу Вас сердечно, от всей души поблагодарить!!! Я безумно благодарна Вам за Ваши уроки, прекрасное умение объяснять, а главное за то, что Вы вселили в меня веру в собственные силы!
Сейчас я лучшая ученица по математике и физике чешской гимназии, и, когда я единственная из всего класса решаю задачи, учитель говорит: "От вас, Виктория, я другого и не ожидаю!"
Скажу больше, математика - мой любимый предмет. И всё благодаря Вам! Спасибо Вам огромное!!!
...
А теперь приведите, если сможете, аналогичные отзывы про нынешнюю казенную школу...

Комментариев нет:

Отправить комментарий