28 октября 2014 года ракета-носитель Antares потерпела крушение на 6 секунде полёта. Ракета должна была вывести на орбиту космический корабль Cygnus, который затем совершил бы стыковку с МКС.
Год спустя НАСА огласила результаты работы комиссии, расследовавшей аварию. Впрочем, предварительные выводы были сделаны сразу же ещё год назад. Причиной катастрофы объявили неполадки в работе двигателя первой ступени – AJ-26, который является модификацией советского НК-33. Зачем же было копаться целый год в горелых обломках? Для того, чтобы окончательно выяснить, что же именно вызвало эти неполадки: собственно двигатель или же его доработка компанией AstroJet.
Сразу же после аварии компания Orbital Science заявила, что приостанавливает участие AJ-26 в проекте Antares. В конце декабря сталоизвестно, что для последующих пусков был заключён контракт с компанией “Энергомаш” на поставку 60 двигателей РД-181 (первичная поставка 20 двигателей и 2 опциона по 20 штук). И это несмотря на довольно жёсткую антирекламную кампанию, устроенную американской прессой нашим двигателям. Чтобы разобраться в этих хитросплетениях, полезно начать с начала.
Справочная литература сообщает, что Aerojet – одна из трёх американских компаний-производителей ракетных двигателей и единственная, производящая одновременно жидкостные и твердотопливные двигатели. Вероятно, именно это и определило её участие в проекте Taurus-II (так назывался проект Antares до 2011 года).
Однако, несмотря на свой статус производителя, собственно производить Aerojet ничего не стала. А закупила в России хранящиеся на складах двигатели НК-33, предназначенные для нашей так и не реализованной в СССР лунной программы. После оснащения двигателя современной электроникой, проверки на совместимость с американским ракетным топливом и внесения ряда изменений в исходную конструкцию получился AJ-26.
Почему Aerojet не создал собственный двигатель? Купить и переделать готовый советский было а) быстрее; б) проще; в) дешевле. К тому же американцы не без досады признают, что их собственные разработчики даже спустя 40 лет не смогли создать конкурента по соотношению “масса двигателя/создаваемая тяга”. В итоге вместо того, чтобы тратить миллиарды долларов и годы времени, Aerojet купила 47 двигателей НК-33 по цене 1 млн долл за штуку. А компания Orbital Science благодаря российским двигателям и Aerojet смогла выиграть тендер НАСА на доставку грузов на МКС. 20 т восемью рейсами за 1,9 млрд долл. Да, разумеется, есть ещё Cygnus, есть ракета-носитель и уйма иных расходов. Однако не будем забывать, что всё это имело шансы подняться в небо только благодаря советским конструкторам: “Мы вокруг этой схемы ходили десятки лет и не знали, как ее внедрить. Потому что ее разработка требовала колоссального количества денег”, – так описывает первые впечатления американцев главный конструктор СНТК им. Кузнецова Валерий Данильченко.
Но вернёмся к нашей истории. Следует отметить, что уже на этом этапе (модернизация) все претензии к российским конструкторам и производителям как минимум наполовину теряют основание. Да, в доводке НК-33 до AJ-26 участвовали специалисты Самарского НТК им. Кузнецова. Однако, во-первых, не только они, работа велась совместно со специалистами Aerojet. Во-вторых, производством 1 ступени ракеты-носителя занимались специалисты “Южмаша”.
Днепропетровский “Южмаш” стал для Orbital Science вторым подарком судьбы после AJ-26: зарплата украинских ракетостроителей немногим отличается от зарплаты работников днепропетровского Макдональдса. В результате в конце 2008 года контракт был заключён, а уже в октябре 2010 первая РН была отгружена заказчику. Как следует из отчёта, задачей украинской стороны была разработка и контроль изготовления ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива труб, проводов и другого связанного с ними оборудования. Т.е., проще говоря, связать двигатель и топливную систему РН воедино.
Связали, но не слишком качественно. В результате окончательным виновником признан турбонасос. Именно он взорвался первым, повредив двигатель.
В принципе американцы ещё год назад всё поняли правильно. И несмотря на упомянутую антирекламную кампанию просто сменили одни российские двигатели на другие, но уже не требующие переделки. Однако завершение работы комиссии даёт нам возможность порассуждать о правильных выводах ещё раз
1. Если США собираются в ближайшие годы принимать участие в космической программе, им никуда не деться от сотрудничества с российской космической отраслью. С их стороны будет наивно полагать, что им удастся наладить долговременное партнёрство в столь сложной сфере с лимитрофом, стремительно теряющим остатки суверенитета, экономического и человеческого потенциала. Украинская ракетная отрасль выработала запас прочности, доставшийся республике в наследство от СССР. США конечно могут продолжать сотрудничать с “Южмашем”, однако чем дальше, тем больше это будет напоминатьприкладное творчество палестинских ракетчиков.
2. Период лёгких денег в космосе по формуле “покупаем советские движки, модернизируем, получаем тендер НАСА, едем на Канары” тоже подходит к концу.Ориентир – старт серийного выпуска РН “Ангара” в 2020 году.
Иван Зацарин
Комментариев нет:
Отправить комментарий