Сегодня исполнилось 50 лет первой пилотируемой стыковке космических аппаратов на орбите Земли.
Насколько же непростой с самого начала и до конца, порой в сантиметре, если ни в милиметре от трагедии, оказалась эта история.
Это только в детстве казалось, что наше шествие в космос состояло из сплошных побед (хотя горечь окружающих после сообщения о гибели тройки Добровольский, Волков, Пацаев я помню, несмотря, что мне было всего 4 года, наверное, сказалась специфика работы отца).
Изначально стыковка планировалась в 1967 - через сутки после запуска "Союза-1" должен был стартовать и «Союз-2» с тремя космонавтами на борту и осуществить стыковку. Но из-за нештатной ситуации на "Союз-1 "второй корабль запускать не стали. Трагический финал экспедиции все помнят - командир «Союза-1» Владимир Комаров, погибший при приземлении, открыл официальный траурный список покорителей космоса.
Тем не менее космическая программа должна была выполняться любой ценой. "Союз-2" был беспилотным, стыковка планировалась с "Союзом-3", пилотируемым Георгием Береговым, но и она не состоялась.
Из воспоминаний Бориса Волынова, командира "Союза-5" :
"— Надо было срочно повторить запуск. Береговой приземлился в октябре 1968 года, а в декабре мы уже были на космодроме. 14 января 1969-го стартовал «Союз-4», пилотируемый Владимиром Шаталовым, а 15-го на «Союзе-5» полетели я , бортинженер Алексей Елисеев и космонавт-исследователь Евгений Хрунов. 16 января «Союзы» встретились и подошли друг к другу, но в нашу задачу входило не просто состыковаться, а сделать это так, чтобы во всем мире не возникло по этому поводу никаких сомнений.
Для этого нужны были съемки и трансляция на Землю, а мы над Африкой, где в те годы нашей приемной станции не было. Пришлось в режиме зависания идти от Африки до Крыма. Дошли, состыковались, Елисеев и Хрунов надели скафандры (мы тогда летали без скафандров), вышли в бортовой отсек, я закрыл за ними люк, разгерметизировал отсек, открыл выходной люк, и они вышли в открытый космос. Чувства, которые нас тогда переполняли, описать сложно. Задача была выполнена — два космонавта перешли на другой корабль, и «Союз-4» пошел на посадку. Я же после этого еще сутки летал один, а когда настало время идти на посадку, пошла череда разных неприятных сюрпризов."
Во время спуска от корабля должны были отделиться бытовой, приборный отсеки, солнечные батареи и двигательная установка, но отделился лишь бытовой отсек. При этом система получила сигнал о том, что отделение произошло, огромная махина летела к Земле, причем не просто летела, а кувыркалась в полете. Парашют капсулы раскрылся в 10 километрах от Земли, удар был сильным, пришелся на плечи и голову, но Борису Волынову невероятно повезло , он остался жив и с тех пор считает 18 января вторым днем рождения.
Покушение на Брежнева во время встречи космонавтов в Москве, во время которого был ранены космонавты Георгий Береговой и Андриан Николаев, было уже финальным ЧП в данной истории.
Больше всего поражает цинизм руководства, которое в официальной версии, озвученной в 1969 году, аварийное падение на Землю "Союза-5" преподнесено как испытание баллистического спуска.
На фото - участники этого события, составившие экипаж первой экспериментальной орбитальной станции, состоявшей из космических кораблей «Союз-4», «Союз-5» - Е.В.Хрунов, А.С.Елисеев, В.А.Шаталов и Б.В.Волынов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий