понедельник, 26 ноября 2018 г.

ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА САНИ — ОСНОВА И ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ


Я на стороне тех, кто хочет изменить ситуацию, мир, это общество, которое
постепенно лишается идеалов подлинных,настоящих идеалов. 
А.Челентано, «Эпока», Милан, 1991 г. 

*   *   *

1. Совесть— вот «бог», способный преобразить мир. С этой мыслью Сократа, героя разума и великого святого мировой философии, невозможно спорить. Тем бо­лее, что и историческому опыту возразить нечего. Этическое действительно таит в себе высшую правду и высшую целесообразность. 

2. Однако, дела с этой самой совестью, являющейся к тому же самой важной осно­вой и главным инструментом биоэтической деятельности, обстоят, как никогда, пло­хо. Ситуацию характеризуют следующим образом: «нравственный Чернобыль» (Д. Лихачев); «Программа цивилизации провалилась. Совесть потерпела крах» («Шпи­гель», Гамбург, 1993 г.); «Сейчас уже для всех очевидно, что подлинную культуру не­обходимо спасать отдуха растления, исходящего от больших городов и их жителей» (А, Швейцер); «Современная пресса потеряла способность к различению добра и зла».(«Реалис», вып. 3, К., 2000 г.). 

2.Причину видят: в отчуждении философского, научного поиска от реальной жизни, потери опоры на оптимизм и этичность и т.о. потери энергии, необходимой для разви­тия идеалов культуры. (А. Швейцер); утонули в болоте релятивизма; потеряли веру в добро (И. Тургенев). Соответственно, поиск выхода идет в области науки, теории, философии. 

3.В процессе исторического развития поэтапно выделилось три фактора, опреде­ляющих моральные качества (человека, еще не социума): 1-й этап (античность) — качества самой личности, формируемые образованием (концепция воспитывающего обучения); 2-й (буржуазные просветители, социалисты-утописты) — характер обще­ства, а не человека (чтобы сделать человека нравственным надо изменить само обще­ство, а не человека); 3-й (марксизм) — в процессе преобразования общества, борьбы за гармоничный прогресс человек одновременно преобразует общество и самого себя. 

4. Другая особо важная качественная сторона (координата) нравственной сферы — основной фактически действующий принцип (благодаря его осознанию и/или на уровне подсознания), обуславливающий личное и социальное нравственное поведение. На 1-м этапе, в разных цивилизациях сформировался единый принцип: «Не делай другому то, что ты хочешь, чтобы не делали тебе». Названный «золотым правилом нравствен­ности», но соответствующий периоду нравственного, технического и социального дет­ства человечества. Поэтому он требует минимального, как и от детей — не делать плохого, не навредить. 

5. Но не может быть культуры, построенной на бездеятельности. Это генерирует (нравственную) обломовщину. Однажды было очень точно замечено: «Для того, что­бы зло восторжествовало, нужно совсем немного: чтобы добрые люди ничего не дела­ли» (Д. Кук). Заметим, это приводит не к безнравственности. Такую оценку можно слышать повсеместно — в СМИ, быту, на научных конференциях — но «без» означа­ет только нуль, отсутствие и позитивной, и негативной нравственности. Только в про­цессе специальной практики можно освоить умение вести любую деятельность — чи­тать, писать, считать, плавать.:. Тем более это касается такой особо сложной и душев­но тонкой сферы, как нравственная. Иначе нельзя ощутить вкус духовной «халвы» — человеческого душевного тепла. 

6. В качестве основного принципа (не отрицающего, а дополняющего первый!) 2-го этапа, соответствующего юности, вырастает правило: «Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе». Конечно, это важнейший и значительный шаг вперед, без которого не обойтись во все эпохи. Однако, это все-таки эпизодическая и, в основном, индивидуальная деятельность. А нравственность остро нуждается, прежде всего, в совместной и регулярной лично-социальной деятельности. К тому же, действительная нравственность невозможна исключительно на индивидуальной основе... Для выхода из создавшейся ситуации необходима совместная деятельность многих людей, гармония активных отношений личности, коллектива, социума. 

7. Особенно сейчас, когда уровень и объем возможностей, ресурсов человека, социальных систем, глобально оперирующих основами жизни и духа, велик. Когда Цивилизация настолько сложна, что даже малые, индивидуальные флуктуации могут изменить структуру всей системы (И.Пригожин), жизненно необходим не только отдельно взятый эпизодический героизм. Необходим нравственный труд огромного количества людей, коллективов, действующий консолидировано, систематически, бескорыстно на общую пользу. Т.е. требуется правило: 
«ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТО, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ДЕЛАЛИ ТЕБЕ». 
Тоже включающее первых два, но с просьбой, подсказкой, требованием (для разных лиц — физических и юридических — язык, особенно вначале, к сожалению, разный и, конечно, последнее надо стремиться минимизировать) о необходимости и возможности (!) постоянного нравственного действия, хотя, возмож­но, состоящего и из непродолжительных участий. 

8. Можно сколько угодно, веками, говорить о «дамасской стали» — какой она должна быть и как она была бы хороша в «бою». Но без соответствующей технологии все это так и останется на уровне благих пожеланий, в лучшем случае, героических усилий энтузиастов. А затем произойдет отрицание этих предложений (этой мечты), как несбыточной фантазии. Что мы и наблюдаем в нравственной сфере.


В.И.Джелали 
Украинский Центр САНИ, УАБ, г. Киев, Украина 

Комментариев нет:

Отправить комментарий