пятница, 10 апреля 2015 г.

УНИФИКАЦИЯ РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ


Создание модульного варианта ракеты «Ангара» - от легкого до тяжелого, как отмечают эксперты, значительно сокращает сроки и затраты создания всего семейства ракетоносителей, способного охватить широкие их потребности при освоении космических программ и использовании в военных целях. И в такой всеобъемлющей широте это, наверное, делается впервые. Но еще на заре истории создания ракетных комплексов конструкторы не единожды стремились создать отдельные элементы конструкций и применить такие схемные решения, которые можно было бы использовать и в дальнейшем при перспективных разработках. В большей степени такой подход касался отработки высоко затратных элементов - двигательных установок, конструкций корпусов ракет, стартовых комплексов. А иногда даже делалась попытка в какой-то степени унифицировать состав ракетных комплексов. Таким примером может служить создание межконтинентальной твердотопливной баллистической ракеты РТ-2 (8К98).

Постановлением СМ СССР от 4 апреля 1961 года ОКБ-1 (Генеральный конструктор Сергей Королев) было поручено создать стационарный ракетный комплекс с трехступенчатой твердотопливной МБР РТ-2 (8К98), имеющую дальность стрельбы до 10 тыс. км. Этим же Постановлением на основании ракеты РТ-2 предусматривалось создание еще двух ракет: РТ-25 (8К97) на дальность стрельбы до 5 тыс. км., и РТ-15 (8К96) с дальностью стрельбы до 2,5 тыс. км. Причем, первая из них должна была состоять из 1-й и 3-й ступеней ракеты РТ-2, а вторая – из 2-й и 3-й ступеней ракеты РТ-2. Также предполагалась унификация их двигателей на базе всех трех ступеней основной МБР РТ-2.

При разработке этого унифицированного комплекса ракет Королев был назначен председателем Совета главных конструкторов как по МБР РТ-2, так и по БРСД РТ-25 и РТ-15. Разработка ракеты РТ-25 с комплексом наземного оборудования была поручена СКБ-172, главный конструктор Михаил Цирульников, а РТ-15 – ЦКБ-7, главный конструктор Петр Тюрин.

Эскизный проект ракеты РТ-2 был разработан в 1963 году, хотя стендовая отработка отдельных ступеней (а значит, и ракет РТ-25 и РТ-15) началась сразу после принятия Постановления. В результате при схемно- конструктивной отработке общей компоновки ракеты РТ-2 фактически были использованы уже готовые маршевые двигатели для всех трех ступеней. 

Однако в дальнейшем работы с унифицированной ракетой РТ-25 (8К97) по решению МО были прекращены - к этому времени были успешно завершены испытания жидкостной БРСД Р-14, которая имела ту же дальность стрельбы. 

Летные и войсковые испытания ракеты РТ-15 (8К96) в составе подвижных пусковых установок проводились на полигоне Капустин Яр в 1965-1970 годах. В результате подвижный ракетный комплекс с БРСД РТ-15 был принят в опытную эксплуатацию в РВСН для отработки вопросов боевого применения самоходных пусковых установок.

Разработка МБР РТ-2, благодаря предварительной отработки двигателей для ракет РТ-25 и РТ-15, была в основном закончена в 1963 году. Летные испытания, проведенные на полигонах Капустин Яр и Плисецк, были успешными, и в декабре 1968 года межконтинентальная баллистическая ракета РТ-2 (8К98) поступила на вооружение РВСН. 

Такова судьба первого унифицированного ракетного комплекса на базе ракеты РТ-2 (9К98). И хотя не все получилось то, что было запланировано, реализация проекта была очень близка к осуществлению. Кроме этого, была приобретена практика планирования и реализации унификации элементов и состава ракетной техники, что важно было для такой высоко затратной области технических разработок.

                                                 
              МБР РТ-2 (9К98)                              БРСД РТ-25 (9К97)                          БРСД РТ-15 (9К96)



БРСД РТ-15 (9К96) на пусковой установке – Демонстрация на параде в Москве 7 ноября 1966 г.


О.П. ПРУСС




Комментариев нет:

Отправить комментарий