воскресенье, 5 апреля 2015 г.

Первому выходу человека в открытый космос — 50 лет!



Первый полёт человека на орбиту состоялся 12 апреля 1961 года. Однако прошло ещё почти четыре года, прежде чем был осуществлен первый выход человека в открытый космос. 18 марта 1965 года на орбиту был запущен корабль «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым, которому выпала честь стать первым в истории человеком, вышедшим в космическое пространство в скафандре.

В то время космические полёты часто сопровождались неприятными, а то и потенциально смертельными нештатными ситуациями, ну а первый выход в открытый космос только добавил опасности миссии «Восхода». Всего Леонов пробыл в безвоздушном пространстве 23 минуты, из которых 12 прошли за бортом корабля. На Земле скафандр Леонова испытывали в барокамере при давлении, соответствующем высоте 60 километров. В космосе скафандр раздулся намного сильнее, чем в барокамере, что весьма затруднило Леонову возвращение в шлюзовую камеру. Чтобы протиснуться в люк, Леонову пришлось сбросить давление в скафандре до 0.27 атмосфер. Если бы на тот момент у него в крови оставался азот, то он мог умереть от кессонной болезни.

Леонов сумел влезть в шлюз, однако забрался он в него вперёд головой, и космонавту стоило больших усилий совершить кувырок внутри тесной каморки, чтобы получить возможность вернуться в кабину «Восхода». Однако на этом неприятности не закончились. Внутри корабля стало быстро нарастать парциальное давление кислорода — малейшая искра могла привести к пожару подобного тому, который унёс жизни экипажа «Аполлона-1».

Возвращение на Землю тоже выдалось непростым. Автоматика отказала и сажать корабль пришлось в ручном режиме. В результате, капсула «Восхода» приземлилась в тайге на расстоянии 200 километров от Перми. Экипажу пришлось двое суток ждать прибытия спасателей. Позже Леонов даже обратился к тульским оружейникам с просьбой создать многофункциональное оружие для космонавтов, ибо входящий в состав аварийного комплекта пистолет Макарова не слишком помогал отпугивать мишек, выходящих из лесу на разведенный покорителями космоса костерок. Так на свет появился пистолет космонавтов ТП-82.

Но всё же главным было то, что полёт «Восхода-2» показал, что в скафандре можно работать. С тех пор выходы в открытый космос стали неотъемлемой частью работы на орбите. Лунные экспедиции, миссии по обслуживанию Хаббла, ремонт и сборка орбитальных станций — всё это стало возможным после «Восхода-2». Во время нескольких полетов шаттлов в середине 1980-х астронавты даже выходили в космос без страховочного фала, используя установку для перемещения в открытом космосе, чтобы добираться до неисправных спутников, которые затем ремонтировались.

В настоящее время рекорд длительности выхода в открытый космос составляет 8 часов 56 минут. Он был установлен в 2001 году во время миссии шаттла «Дискавери» STS-102 астронавтами Сьюзен Хелмс и Джеймсом Воссом.

Однако несмотря на все эти достижения, не стоит забывать, что любой выход в космос по-прежнему несёт в себе определенную долю риска. Первый американский выход в открытый космос, состоявшийся через 2.5 месяца после полета «Восхода-2» тоже прошёл не слишком гладко. После возвращения астронавта Эдварда Уайта на борт «Джемини-4» выяснилось, что люк корабля заклинило. Астронавты пережили несколько весьма неприятных минут, пытаясь закрыть его — ведь иначе их ожидала неминуемая смерть при входе в атмосферу. К счастью, всё обошлось.

Другой инцидент случился с космонавтом Пирсом Селлерсом из экипажа миссии STS-121 шаттла «Дискавери». Во врем пребывания в космосе от его скафандра отцепился страховочный вал. Но Селерс вовремя это заметил и смог снова закрепиться. В любом случае, его скафандр был оборудован системой спасения SAFER, рассчитанной на подобные ситуации.

Куда более потенциально опасная ситуация приключилась во время миссии STS-37 шаттла «Атлантис» в 1991 году. Во время одного из выходов в космос небольшой прут проколол одну из перчаток астронавта. Однако, поскольку прут застрял в перчатке, а кровь из ранки на руке запечатала отверстие, разгерметизации не произошло. Самое забавное заключается в том, что астронавт даже не почувствовал укола и узнал о случившемся лишь когда снял скафандр.


Сам космонавт вспоминал о своём пребывании в космосе: «Я даже биение собственного сердца слышал. И вдруг громкий голос: „Внимание, внимание! Впервые в истории человек вышел…“ Я, признаться, опешил. Ведь это не могло быть советское радио — знал: пока операция не завершится, ничего сообщать не будут. Думаю, что же за ерунда! Затем в наушниках прозвучало: „Как меня слышишь, Алексей?“ Голос до боли знакомый, только не соображу, чей. Понял, кто говорит, после слов: „Мы, члены Политбюро, смотрим, как ты „кувыркаешься“. Возвращайся домой, мы тебя ждём, обнимаем“. Знаете, мне так приятно стало. Это же глава государства Леонид Ильич Брежнев говорит мне: „Возвращайся домой“! Появилась уверенность, что всё сложится хорошо».

Маленький весёлый розыгрыш в типично брежневском добродушном стиле (Леонид Ильич очень любил шутить, хотя в речах делал это крайне редко). Потом, уже в официальной речи, Брежнев сказал:

— Миллионы людей у экранов телевизоров с замиранием сердца следили за тем, как на их глазах волшебная сказка превращалась в быль… Товарищ Леонов был первым пловцом в океане Вселенной… Потомки будут вечно помнить день рождения первого в истории человечества звёздного дома с сенями и крылечком, ведущим в космос…

Комментариев нет:

Отправить комментарий