вторник, 9 декабря 2014 г.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН И, БОЛЕЕ ТОГО, НЕОБХОДИМ КОСМОС

— ВЕХИ ВЕЛИКОГО ПУТИ

Успешно стартовал японский астероидный разведчик «Хаябуса-2». Чудесное возвращение первого космического зонда «Хаябуса» удивило весь мир, вызвав активизацию исследований астероидов по всему миру. Как Япония представляет себе дальнейшее исследование космоса? В чем смысл освоения космоса? Об этом мы поговорили с руководителем проекта «Хаябуса» Дзюнъитиро Кавагути.

– Четыре года назад из семилетнего путешествия вернулся зонд «Хаябуса». Он был практически неисправен. Тем не менее, он исследовал астероид Итокава и доставил оттуда образцы. До сих пор различные страны обращаются за технологиями, которые были применены впервые в мире на «Хаябусе».


– Мы не хотели давать нынешнему зонду название «Хаябуса-2». Первый «Хаябуса» являлся опытным образцом для обкатки новых технологий. То есть современный зонд является по-настоящему первым аппаратом с рабочими технологиями. Несмотря на то, что это совершенно другой астероидный разведчик, со стадии проектирования его называли «Хаябуса-2». Даже если считать его последователем первого «Хаябусы», в него было вложено 30 миллиардов йен. Долгое время мы не могли получить разрешение на такую крупную сумму. США неожиданно запустили на Марс Curiosity, потратив на него 300 миллиардов йен – сумму, которая превосходит годовой бюджет японской космической программы. Нельзя думать о неудаче, когда вкладываешь такие деньги. Программы мирового масштаба, даже в других научных сферах, требуют именно таких инвестиций. В европейский аппарат «Розетта», который недавно совершил посадку на комету, было вложено 1,4 миллиарда евро. Но Япония сначала думает о рисках.

– Команда г-на Кавагути предложила проект «Хаябуса-2» в 2006 году. Тогда была потеряна связь с «Хаябусой».


– Мы планировали сценарий, который был похож на проект первого «Хаябусы». Он заключается в исследовании астероидов и комет, которые не изменились со времен возникновения солнечной системы. Говорят, что Земля и другие планеты произошли в результате слияния малых небесных тел. В больших круглых небесных телах скрыты следы со времен происхождения Солнечной системы, на поверхности Земли их нет. Происхождение жизни на Земле неизвестно. Поэтому мы решили исследовать астероид. «Хаябуса» был отправлен к астероиду класса S, состоящему из похожих на земные камней и скал. Этот астероид – Итокава. Из-за солнечной температуры он стал похож на оплавленный камень. Воды на нем нет. На астероидах класса С, которые находятся дальше от солнца, есть минералы, содержащие воду, уголь и органику. На такой астероид (1999JU3) полетит «Хаябуса-2». На нем нет источника жизни, поскольку он подвергся воздействию температуры, но можно понять, каким образом были созданы условия для развития жизни. Нашей следующей целью являются замерзшие астероиды, находящиеся далеко за Юпитером и в которых может содержаться источник жизни. После этого мы собираемся исследовать астероиды класса М, которые, как предполагается, полностью состоят из редких металлов. Мне больше всего интересны именно такие астероиды.

– Сейчас вы также принимаете участие в проекте исследования Троянских астероидов Юпитера. Аппарат должен направиться к ним на солнечных парусах.


– Троянские астероиды находятся в глубоко замороженном состоянии. Считается, что на спутниках Юпитера Европе и Евкеладе под слоем льда в морях есть жизнь. Скорее всего, это небесные тела, которые появились в результате слияния астероидов. Следовательно, на Троянских астероидах может быть найдена жизнь. Планируется использовать космический корабль с высокоэффективным ионным двигателем, который может работать на большом расстоянии от Солнца. Я хотел бы заняться именно этим проектом. Именно он представляет из себя новый вызов, несмотря на риск. Есть смысл в том, чтобы создать что-то новое, когда ни у кого нет ни опыта, ни наработок. Я думаю, что и исследование космоса, и математика – это искусство сделать что-то из ничего. В математике необходимо что-то представить в голове, после чего развивать теорию. Исследования космоса не такие абстрактные, как математика, тем не менее, это искусство формирования образа из исследования непознанного. В будущем Японии необходимо относиться к космическим исследованиям, как к искусству. Можно продолжать исследовать и творить, даже если у тебя плохо оснащенный аппарат. В проекте новой космической программы, который был опубликован правительством в прошлом месяце, особое внимание уделяется такому словосочетанию, как «стратегия выхода». Должен быть выход или, другими словами, результат. Когда вы сделаете новый телескоп, вы сможете назвать звезды, которые видны сквозь этот телескоп? Если да, то нет смысла делать новый телескоп. Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) занимается исследованием космоса. Совершенно естественно, что у исследований есть результат. Есть слово serendipity (способность к неожиданным счастливым открытиям). Оно олицетворяет суть науки и технологий. «Стратегия выхода» противоречит этой сути.

– Международная космическая станция (МКС), на которой работают японские космонавты, будет эксплуатироваться еще десять лет. После этого японские космонавты не будут летать в космос. При этом НАСА стало уделять все большее внимание исследованию Марса и Луны. Китай строит собственную станцию и планирует высадку на Марсе.


– В будущем неизбежно совместное исследование космоса различными странами – для того, чтобы разделить риск огромных вложений. Нельзя допустить того, чтобы Япония оказалась на вторых ролях. Япония говорит, что разработает новую ракету. Между тем, США заявили о том, что к 2030 году они создадут беспилотник, который в шесть раз превысит скорость звука. Из Японии можно будет слетать в США и вернуться обратно за один день. Китай также провел испытания летательного аппарата, который в десять раз превысил скорость звука. Если мыслить в масштабах ближайших десятилетий, то в космос, скорее всего, будут летать самолеты с ракетными двигателями. Если Япония разработает двигатель для подобных самолетов, то ее будут уважать. Для того, чтобы представлять технологическую ценность, необходимо инвестировать в будущее. В последнее время японская космическая программа идет по пути «использования космоса в целях безопасности». Бюджетные средства идут в оборонную сферу для производства спутников-шпионов и тому подобное. Безусловно, необходимо укреплять эту сферу с учетом напряженной обстановки в мире. Но если вы не жалеете деньги на безопасность, то должны сделать отдельный бюджет. Странно разрушать научный и космический бюджеты. Специалисты могут подумать, что Япония не уделяет достаточное внимание науке и исследованиям. В США НАСА занимается научными исследованиями, а Министерство обороны – сферой безопасности. Таким образом, бюджеты и организации разделены. Японии необходимо последовать этому примеру. Когда обострился украинский кризис, на МКС вместе с японским космонавтом работал космонавт из Крыма. Тем не менее, Россия отправила туда «Союз». На самом деле страны могут работать в гармонии и добиться снижения напряженности в отношениях благодаря совместной научной и культурной деятельности, например, совместно разрабатывая космический телескоп или проводя совместные космические исследования. Меня очень привлекает идея совместного создания «нового космического порта». Для того, чтобы напрямую взлететь с поверхности Земли, нужен двигатель с мощной реактивной тягой. Тем не менее, для полетов на другие далекие планеты необходим совершенно иной высокоэффективный двигатель. Поэтому нужен перевалочный порт в космосе. До него космонавты будут добираться на корабле, способном преодолеть земное притяжение, и там они будут пересаживаться на аппарат, который доставит их на другую планету. Также этот порт станет возвратным терминалом. Кроме того, в космосе необходимо построить лабораторию для изучения образцов, тем самым расширив функции космонавта. 


– Поколение, очарованное высадкой на Луне «Аполлона-11», сейчас занимается космическими исследованиями. Среди зачарованных «Хаябусой» японских детей также растет популярность космоса и его исследований. 


– Я хотел бы посоветовать молодым людям, живущим в условиях жесткой реальности, пытаться сделать что-то из ничего. Взрослые и правительство должны стараться создавать условия, которые не загубят эти стремления. Передающиеся в веках образование и традиции не так-то просто изменить, однако необходимо распространять ростки нового. Необходимо давать больше шансов тем, кто мыслит неординарно и является носителем новых идей. Если такие условия будут созданы, то люди, придумывающие «сумасшедшие» вещи, появятся не только в научной и космической, но и в общественной сфере. Важно создать условия, при которых будут обсуждаться идеи, высказанные неординарными людьми. Я думаю, в таких условиях появятся будущие лауреаты Нобелевской премии. Я с нетерпением жду времени, когда прорастут семена, посеянные «Хаябусой».

Автор - Асако Миясака (Asako Miyasaka, "Asahi Shimbun", Япония)

Комментариев нет:

Отправить комментарий