пятница, 19 декабря 2014 г.

ЛУННАЯ ПРОГРАММА И ЕЕ УЧАСТНИКИ


Естественный спутник Земли по-прежнему является интересным вариантом для разнообразных космических программ. Луна важна для человечества как самый ближайший к Земле объект и как первый шаг к возможной колонизации космоса. Интерес к естественному спутнику сегодня проявляют и в Европе, и в Азии. Свои лунные программы имеют Россия, Китай и Европа.

На встрече, которая состоялась 2 декабря 2014 года в Люксембурге, ESA (Европейским космическим агентством) была выдвинута идея, которая предполагает совместную с Россией кооперацию в виде поставок оборудования для двух запланированных Роскосмосом космических миссий на протяжении шести ближайших лет.
Первая из этих миссий, «Луна-27», должна состояться в 2019 году. Предполагается, что лунный модуль должен приземлиться в южном полушарии Луны, где он займется изучением атмосферы и почвы. Вторая российская лунная миссия назначена на 2020 год, она будет направлена на доставку собранных на Луне образцов обратно на нашу планету. 

Следует отметить тот факт, что первоначально европейские чиновники от науки не собирались сотрудничать с нашей страной, но в ESA им указали на том, что такое сотрудничество почти единственная возможность для Европы обеспечить себе долгосрочный доступ на Луну, при этом кооперация между Европой и Россией будет обеспечивать потенциальные выгоды для обеих сторон. Первоначально идея партнерства с российским космическим агентством была потенциальным решением проблем, с которыми лунная миссия европейских стран столкнулась еще в 2012 году, когда предложение о разработке европейского посадочного модуля не смогло набрать достаточной поддержки. 

Предложение о совместной миссии к южному полюсу Луны накладывается на нарастание политических трений между Западом и Россией, что многим внушает обоснованное опасение в успехе любых совместных миссий, пусть даже и в космосе. Однако на данный момент Роскосмос продолжает сотрудничать со своими западными партнерами. Так российское космическое агентство сотрудничает с миссией ESA ExoMars. В рамках данной миссии российская ракета, модуль-носитель и посадочный модуль доставят на красную планету ровер ESA в 2018 году. Помимо этого, Роскосмос совместно с Европейским космическим агентством продолжает свою работу на МКС. Обе названных миссии сегодня проходят гладко, отмечают европейские чиновники, без какого-либо влияния текущей геополитической ситуации. 

Китай планирует пилотируемый полет на Луну

В настоящее время КНР работает над созданием крупной ракеты-носителя, которая предназначена для осуществления пилотируемого полета на Луну. Об этом сообщают китайские государственные СМИ. По информации издания China Daily, ракета под названием «Великий поход-9» будет относиться к одноименному семейству ракет. В настоящее время работы по ее созданию находятся на стадии проектирования, а первый запуск ракеты должен будет состояться в 2028 году. Сообщается, что ракета «Великий поход-9» сможет выводить в космос до 130 тонн полезных грузов, то есть примерно такое же количество, какое и Система космических запусков — тяжелая ракета-носитель НАСА, старт которой должен состояться в 2018 году. Предполагается, что первоначально американская ракета выведет на орбиту 70 тонн груза. При этом ранее в НАСА уже заявляли о том, что их ракетная система сможет обладать «беспрецедентной подъемной силой».

Ли Тунъю, занимающий пост руководителя отдела по аэрокосмическим разработкам китайской Академии технологий пусковых установок, заметил, что уже имеющиеся в эксплуатации ракеты-носители китайского производства, в том и числе и «Великий поход-5», запуск которого пройдет в ближайшее время, полностью удовлетворяют нуждам Пекина на ближайшие 10 лет. При этом он согласен с тем, что для реализации перспективных программ возможностей уже имеющихся ракет недостаточно. 

КНР рассматривает собственную чрезвычайно дорогую космическую программу как возможность для государства заявить о себе, а также подтвердить правильность выбранного курса, который был взять правящей Коммунистической партией страны. В планы Пекина входит сборка комплексной космической станции уже к 2020 году (первые модули станции уже выведены на орбиту), а также полет человека на Луну и строительство на ее поверхности постоянной обитаемой базы. 

Согласно заявлению Ли Тунъю, высота и диаметр ракеты «Великий поход-9» будут значительно превышать габариты «Великого похода-5». Он отметил, что потребность в разработке новой ракеты появилась по той причине, что тяги имеющихся ракет просто недостаточно для того, чтобы вывести космический корабль на лунную траекторию. В то же время новая сверхтяжелая ракета «Великий поход-9» должна будет использоваться не только для полетов на Луну, но и в иных перспективных программах, направленных на изучение глубокого космоса. Пока же китайские инженеры прикидывают, что диаметр новой ракеты должен составить от 8 до 10 метров, а масса — порядка 3 тысяч тонн. 

При этом лунная программа поднебесной стартовала еще в 2007 году, когда Китай впервые вывел на лунную орбиту зонд Чанъэ-1. Следом за ним последовал второй космический аппарат данной серии, а посадочный модуль третьего зонда позволил осуществить успешную посадку первого китайского лунохода Юту. В ближайшие годы Китай рассчитывает провести запуски новых зондов, которые должны будут доставить на нашу планету новые образцы лунного грунта. 

Построить на Луне собственную постоянную базу Пекин рассчитывает к 2050 году. Об этом еще в прошлом году сообщало издание Beijing Times со ссылкой на источники в китайской армии. Также в сентябре 2014 года в японских СМИ появилась информация о том, что Китай хочет создать аэрокосмические войска НОАК. А председатель Коммунистической партии КНР Си Цзиньпин обратился к военным с призывом активно развивать космические и воздушные войска, укрепляя их оборонительный и наступательный потенциал. 

Российская орбитальная станция, как шаг к Луне

Прошедший год, очевидно, окончательно убедил правительство России в том, что с российско-американским сотрудничеством на МКС после 2020 года придется заканчивать. При этом появилась информация о строительстве собственной, полностью российской станции. По крайней мере, именно такая тональность звучала в конце ноября 2014 года в рамках совещания, которое прошло на Байконуре. Совещание было посвящено перспективам развития отечественной космонавтики после 2020 года. С технической точки зрения, о чем говорят генеральные и главные конструктора российских космических предприятий, страна уже готова к 2017-2018 году развернуть на высокоширотной орбите (наклонение 64,8 градуса против 51,6 градуса у Международной космической станции), свою станцию. В своей первоначальной конфигурации она может состоять из многоцелевого лабораторного, а также энергетического модулей, присоединяемых кораблей «Прогресс-МС» и «Союз-МС», а также перспективного космического аппарата «ОКА-Т.

По информации телеканала «Звезда», космический аппарат «ОКА-Т» должен представлять собой автономный технологический модуль. Данный модуль состоит из герметичного отсека, научной лаборатории, стыковочного узла, шлюзовой камеры и негерметичного отсека, в котором можно будет проводить эксперименты в условиях нахождения в открытом космосе. Закладываемая в проект масса научного оборудования должна составить примерно 850 кг. При этом аппаратуру можно будет расположить не только внутри аппарата, но и на элементах его внешней подвески. 

Что может дать нашей стране собственная орбитальная станция помимо чувств самодостаточности и независимости? Первое — это существенное усиление контроля за обстановкой в Арктике. Данный регион для России в ближайшие годы начинает приобретать стратегическое значение. Именно в Арктике сегодня расположен тот самый «углеводородный Клондайк», который долгие годы будет питать российскую экономику и поможет пережить даже самые тяжелые в экономическом плане времена. Также в Арктике сегодня проходит СМП — Северный морской путь — трансконтинентальная морская магистраль, которая соединяет между собой Юго-Восточную Азию и Европу. В середине XXI века данная магистраль может начать соперничать по объемам перевозок грузов с Малаккским проливом или Суэцким каналом. Второе — существенно будет активизирована работа российской ракетно-космической промышленности, которая сможет получить реальную точку приложения усилий и идей. Третье — разработка национальной орбитальной станции позволяет получить возможность вплотную подойти к идее совершения пилотируемых полетов российских космонавтов на Луну и пока еще такой далекий Марс. При этом пилотируемые программы всегда являются очень затратными, решение об их реализации часто носит политический характер и должно отвечать национальным интересам. 


В случае с российской орбитальной станцией они соблюдаются. На текущем этапе развития МКС в ее сегодняшнем виде для России уже прошедший этап. Однако летать на отечественную станцию — то же самое, что и на МКС. Поэтому важно сразу определить круг задач новой российской станции. По словам Владимира Бугрова ведущего конструктора по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и «Энергия-Буран», будущая российская станция должна быть прототипом межпланетного корабля. Изначально и Сергей Королев планировал отработать свой ТМК — тяжелый межпланетный корабль на орбите Земли, как тяжелую орбитальную станцию. Именно такое решение было основой предлагаемой им межпланетной программы, которая была утверждена политическим решением. 

Помимо основных выгод, которые Россия может получить при разработке собственной орбитальной станции, существует и большое количество приятных «бонусов» — начиная от дополнительной загрузки, которую получит наш космодром Плесецк и заканчивая платным обучением китайских космонавтов. Ни для кого не секрет, что Пекин разработал очень амбициозную космическую программу. Уже в 2030 году наш большой юго-восточный сосед рассчитывает высадить на Луне своего первого тайконавта. А в 2050 году Китай рассчитывает стартовать с собственной лунной базы к Марсу. Однако в настоящее время у китайцев просто нет опыта проведения длительных космических экспедиций. 

Пока что получить такой опыт негде. Собственной полноценной станции у Китая пока еще нет, а советский «Мир» уже давно затоплен. На МКС же китайцев не пускают американцы. Согласно принятым правилам, доступ на борт МКС доступен только для тех людей, кандидатуры которых были согласованы всеми государствами, являющимися участниками проекта МКС. Учитывая общую напряженность американо-китайских отношений, вряд ли можно надеяться на то, что в ближайшие 6 лет на борт МКС сможет ступить нога тайконавта. В этом плане российская орбитальная станция могла бы дать китайцам уникальный шанс, для того чтобы получить бесценный опыт длительного пребывания на орбите до того, как они отправятся к Луне. Впрочем, не исключен и такой вариант, когда российские космонавты и китайские тайконавты на каком-то этапе сотрудничества смогут полететь к Луне вместе.


Источник - http://topwar.ru/65146-lunnaya-programma-interesna-rossii-kitayu-i-evrope.html
Автор - Сергей Юферев

Комментариев нет:

Отправить комментарий