70 лет назад умер изобретатель Глеб Котельников, которому обязаны жизнью десятки тысяч человек. Знаменитый инженер-конструктор разработал систему, которая используются до сих пор.
ТРАГЕДИЯ КАК МОТИВАЦИЯ
24 сентября (по старому стилю) 1910 года под Санкт-Петербургом выдался погожий денек. И российские летчики, которые участвовали в первом празднике воздухоплавания, радовались полному безветрию. Публика с земли вздыхала и ахала от невиданного зрелища, как вдруг один из самолетов развалился в воздухе, и к земле понеслась фигурка пилота. При падении с высоты 400 метров у него не было ни одного шанса выжить. Так погиб один из первых авиаторов России капитан Лев Мациевич.
24 сентября (по старому стилю) 1910 года под Санкт-Петербургом выдался погожий денек. И российские летчики, которые участвовали в первом празднике воздухоплавания, радовались полному безветрию. Публика с земли вздыхала и ахала от невиданного зрелища, как вдруг один из самолетов развалился в воздухе, и к земле понеслась фигурка пилота. При падении с высоты 400 метров у него не было ни одного шанса выжить. Так погиб один из первых авиаторов России капитан Лев Мациевич.
Потрясенные люди расходились в полном молчании, но был среди них один, который решил, что такие трагедии не должны повторяться. Именно после этого случая 38-летний русский актер Петербургского народного дома Глеб Евгеньевич Котельников решил создать надежный и малогабаритный парашют.
Рожденный в 1872 году в семье профессора высшей математики и механики Петербургского земледельческого института, Глеб с детства увлекался различными техническими устройствами. В 1889 году он поступил в Киевское военное училище. После был произведен в офицеры-артиллеристы, но прослужил недолго и в 1897 году вышел в отставку. Именно служба позволила ему познакомиться с устройством и работой военного наблюдательного аэростата.
На праздник воздухоплавания в 1910-м он пошел праздным зрителем, а вернулся с него инженером-изобретателем. И уже через год, в декабре 1911-го, Глеб Евгеньевич завершил работу над первым складным устройством «против падения» (именно так переводится «парашют» с французского).
«ПАРАШЮТ - ВЕЩЬ ВРЕДНАЯ»
Нет, парашюты были и до него. Тогда неудобные и тяжелые конструкции из льняной ткани начали привязывать снизу или сбоку воздушного шара. Это было очень неудобно. Заслуга Котельникова в том и состоит, что он изобрел крепкое, легкое и надежное средство спасения - ранцевый парашют.
Он заменил тяжелую льняную ткань на крепкий, но легкий шелк, в край парашюта вшил тонкий эластичный трос, а стропы разделил на две группы, которые крепились к плечевым обхватам подвесной системы. Это позволяло парашютисту управлять полетом при спуске на землю. И, наконец, главное изобретение Котельникова состояло в том, что он уложил парашют в небольшой заплечный ранец. На дне ранца была специальная полка, а под ней располагались сильные пружины, которые моментально выбрасывали парашют наружу, когда прыгающий выдергивал стопорное кольцо. Парашют стал маневренным, компактным и удобным в использовании. Первую модель изобретатель назвал РК-1 - «Русский. Котельникова. Модель 1».
Все испытания нового изобретения, в том числе и на четырехпудовом манекене «Иван Иванович», прошли успешно, и Котельников предложил свой парашют военному ведомству. Но столкнулся с бездушной машиной российской бюрократии. Хождения по инстанциям, отказы, процеженная сквозь зубы резолюция одного из великих князей: «Парашют в авиации - вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели». Впору было опустить руки, но у Котельникова нашелся спонсор-единомышленник - владелец столичной гостиницы «Англетер» купец Вильгельм Ломач.
ПРИЗНАНИЕ
В 1912 году Ломач поехал во Францию, на конкурс парашютов, где за лучший парашют для авиаторов была установлена награда в 10 тысяч франков. Увы, награду дали менее технологичной конструкции французского авторства (как это знакомо, не правда ли?). Зато рациональные французы купили оба экземпляра парашюта Котельникова и позже запатентовали его. Так бы и остался Котельников в безвестности, но началась Первая мировая. И его изобретение потребовалось русской авиации.
Революция, Гражданская война - Котельников остался в Советской России и продолжил работу над своим главным изобретением. В 1923 году он сделал РК-2, чуть позже РК-3 (практически та же конструкция используется и сейчас). А через год Глеб Евгеньевич изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 метров. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 килограммов.
Прошло еще шесть лет, и в Советской России появился род войск, самим своим существованием обязанный Котельникову и его изобретению, - Воздушно-десантные войска. ВДВ, покрывшие себя славой на протяжении всей своей истории, начиная с Великой Отечественной.
Котельников, кстати, встретил ее в Ленинграде, там пережил блокаду, а умер в Москве в ноябре 1944-го. Он еще застал освобождение Ленинграда от блокады, но вот до Великой Победы, в которую внес огромный и свой вклад, увы, не дожил.
...Есть на Новодевичьем кладбище в Москве могила, которая отличается от соседних тем, что на деревьях вокруг нее повязаны шелковые лоскутки. Это летчики, десантники и просто парашютисты привязывают ленточки от своих парашютов, свято чтя память человека, который и после своей смерти продолжает спасать их жизни. Глеба Евгеньевича Котельникова.
Четыре войны поручика Рихтера
Этому снимку 100 лет. Последний предвоенный 1914 года выпуск Императорской Николаевской военной академии - (Академии Генштаба). Ее называли «первой по значению в деле подготовки всей армии», а ее выпускников - «кастой внутри касты».
В предании нашей семьи остался такой эпизод. Шел 1914 год. Мой дед Михаил Строев-Рихтер, выпускник этой академии, пропал без вести. А в это время родился у него сын. И его тотчас назвали и крестили в честь отца - Михаилом. А дед в это время был в лагере военнопленных, откуда совершил побег, и, надев шинель австрийца, присоединился к одной из австрийских частей. Он в совершенстве знал польский и немецкий языки, поужинал вместе с австрияками, а ночью перешпел линию фронта. И как его встретили? Русский генерал обнял и расцеловал его. Ничего подобного в советской истории войн я не слышал.
Революцию, Гражданскую войну офицеры Генштаба встретили, как теперь принято говорить, неоднозначно. Мой дед добровольно перешел на сторону красных. Пионером и комсомольцем я гордился тем, что вместе с Брусиловым и другими известными русскими офицерами он защищал страну. Потом я не понимал, почему он изменил присяге и не сражался за историческую Россию. Мне сказали: «И белые, и красные царские офицеры сражались за Родину. Они воевали с внешним врагом, а не друг с другом». Дед прошел четыре войны: Первую мировую, Гражданскую, Финскую, Вторую мировую. Показательно. Он награжден орденами, медалями и именным оружием за Первую и Вторую мировые войны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий