— МУДРОСТЬ ВЕКОВ
СЛОВО И ДЕЛО, ЧУВСТВО, МЫСЛЬ И ОБРАЗ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ. СЕМАНТИКА, СЕМИОТИКА И СИСТЕМОЛОГИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТЫ ПОЗНАНИЯ И ПОСТИЖЕНИЯ ПРОИСХОДЯЩЕГО ВОКРУГ И ОКОЛО.
Недаром говорят в народе: шило в мешке не утаишь. Так же, как и истину не спрячешь. Все равно она пройдет сквозь грубую мешковину лжи. Все мы знаем, что истина глаголет устами младенца. И это не только еще одно меткое народное выражение, но и повод задуматься. Вот над чем.
Наши дети, намного мудрее взрослых в том плане, что нутром чувствуют где Правда, а где Кривда. Особенно, если это касается восприятия. Самое первое, что читают наши дети – это народные сказки. И мы, взрослые, как то подзабыли, а может быть, и не видим, что именно они являются носителями сокровенных знаний.
Наши предки предвидели нашествие христианства. И знали, где прятать Правду. Знали, кто сможет ее понять и впитать в себя даже тогда, когда, казалось бы, нет надежды на это. Вот о том и пойдет речь в моей статье.
Самый распространенный сюжет русской сказки – об Иванушке-дурачке, который после многочисленных испытаний добывает себе и имя, и богатство, и жену-красавицу.
По сути, эта сказка и описывает путь человека. Вот начало пути – человек не-Ведающий. Дурачок. Таким он и остается какой-то отрезок своего жизненного пути. Лежит на печи. До тех пор, пока сама жизнь не заставляет его шевелиться. Знакомая ситуация, не правда ли? И вот посылает его царь пойти туда то, достать то то. Задание, как правило, на данном этапе невыполнимое. Но не идти опять-таки, нельзя. И вот, жизнь приводит его к одному из самых значимых персонажей сказок. К Бабе Яге.
Кто же такая Баба Яга? Ведающая пути-дороги Нави и Яви. Именно в ее избе вход в навь, мир за пределами очевидного, куда ведет путь героя.
Если мы откроем любой сборник сказок, то мы прочитаем о устрашающей внешности героини. Однако, баба Яга – суть воплощение женской природы, её силы и мудрости. Разумеется, нельзя подобные описание воспринимать буквально. Гипертрофированность в данном случае символ изобилия. Вспомните к примеру палеолитических Венер. Так и здесь.
Вот эта красавица и встречает Ивана. Помните, какой диалог происходит между ними? Непременное условие, которое ставит Иван, перед тем, как рассказать, что и как, это то, чтоб его в баньку сводили, накормили и напоили. Вот оно, исконно русское гостеприимство и очищение, без которого не одно дело делаться не будет. Жаль, что сейчас об этом забыли.
Но вот нашего героя путь ведет в баню. В славянской традиции баня – место сакральное. По сути, именно в ней и есть вход в Навь. Вспомним, где селятся многочисленные представители низшей демонологии, как сказали бы сейчас: всевозможные банники и прочие существа. Известно, что нельзя в бане находиться после полуночи, не то беда. Кстати, это правило сохраняется и в современных деревнях.
Когда я проходила фольклорную практику, мне пришлось столкнуться с всевозможными рассказами о банниках, луговых, домовых да леших. Причем старые люди ничего в этом сверхъестественного не находят, и живут рядом с ними, как и много веков назад.
Но вернемся к нашим героям. Итак, там, в бане, происходит первая инициация Ивана. Далее, баба Яга дает ему советы, и наутро он идет в путь. Но это уже путь по Нави, тело Ивана осталось лежать в той избе на границе между двумя мирами.
Ничего это не напоминает? Именно такую же функцию несет и переход через огненную реку, которая так же отделяет Явь от Нави. Имитацию этого инициативного пути сквозь огненное препятствие можно было увидеть в древнем посвящении в воины, которое практикуется и по сей день.
Именно тем, что все основное действие сказки происходит в Нави, и объясняются все чудеса и нереальные ситуации, которые и происходят с героем. Иван выходит на свой истинный путь, который теперь расстилается перед ним клубком, который очень часто дает ему баба Яга, и сам ведет его к Цели. Там мы встречаем персонажей, в которых нетрудно угадать славянских богов. Например, в сказке про Марью Маревну нетрудно догадаться, что это сама Марена, богиня зимы и смерти. А Кощей – Чернобог.
Далее, исполнив все задания, и преодолев все трудности, Иван, который уже давно не дурачок, возращается тем же путем, через избу Бабы Яги в мир живых. И далее уже живет долго и счастливо. Уже не просто баловень – разгильдяй, но инициированный воин.
Другой не менее распространенный сюжет – бой на реке Смородине. Опять же, это та самая река между Явью и Навью.В самом слове смородина можно выделить два корня – мор( слово из того же словообразовательного гнезда, что и смерть, Марена, мор) и род, рождение, имя славянского бога Рода. Река между смертью и жизнью.
Но наиболее обширные трактовки вызывает тут образ противника. Как правило, это чудо-Юдо двенадцатиглавый змей. Нельзя однозначно сказать, кто он. Существует разные версии, что это и «внутренний зверь», который сидит в самом воине, то есть, между Жизнью и Смертью идет битва с самим собой. ( Опять таки же, тут можно увидеть отголоски мудрости ныне современниками утерянной, но по-прежнему живущей в каждом.)
Или есть мнение, что это образное обозначение врагов земли Русской. Встречаются даже такие версии, что в образе этого самого чуда-юда – предсказанная борьба с золотого тельца поклонниками, мальтузианцами всякого рода и прочими гоблинами не только из социальных сетей. Впрочем, не в этом суть. Важен сам символ реки-границы, некоего предела-выбора, который каждый должен перейти-преодолеть. Или вопроса, ответ на который каждый должен найти сам …
Можно найти еще много таких же зашифрованных мест в сказках, но нам важна сама мысль: первое, что получает недавно вступивший в жизнь человек – это то, что ему пригодится больше всего. И абсолютно никто не обделен этим. (сомневаюсь, что кто то не читал в детстве сказок) А уж как он распорядится этими знаниями, и выделит ли скрытую информацию или нет, это уже дело каждого. Всё очень просто и более того:
ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ!
Комментариев нет:
Отправить комментарий