четверг, 21 августа 2014 г.

ВОЗЬМИ БИЛЕТ... В ДРУГУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

— ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ


Кино стало благословением моей жизни. Для меня кинотеатр – не просто место, где можно укрыться. Для меня это храм. Это алтарь. Это прибежище тайны. Он стал святилищем, куда я направляюсь, чтобы находить себя, меняться, расти. А еще терять себя, умирать и возрождаться. Кто бы мог подумать? Одно из моих самых страстных увлечений, кино, снова и снова дает мне кристально ясный образ сокрытой внутри меня целостности и все возможные указатели на извилистом пути к ней.

Давайте начнем с пары вопросов. Во-первых, вы когда-нибудь хотели изменить в себе нечто, чтобы жить более полной жизнью? И, во-вторых, вы когда-нибудь испытывали потрясение от фильма? Вы когда-нибудь покидали кинотеатр немного другим человеком? Я имею в виду, по-настоящему захваченным, тем или иным образом: вдохновлённым, наполненным надеждой, искрящимся энергией, до смерти напуганным, опустошённым, преображённым? Когда с нами происходит что-то настолько фундаментальное, то именно этот фильм, или даже эта сцена, этот диалог или этот музыкальный отрывок, могут стать ключом к кратчайшему пути на дороге к той полноте жизни, о которой мы мечтали. Вот о чем вся эта книга.

Кино может преображать. Вы могли знать об этом и раньше, но кино может преображать более глубоко, чем вы могли представить. Звучит революционно. Кроме того, что это вовсе не так сложно. Нам нужно сделать всего пару вещей: обратить внимание на чувства, возникающие в эти захватывающие моменты фильма, так же, как и в любые другие его моменты. И потом позволить чувствам очень простым способом преобразить нас - работать на нас, быть нашими союзниками. Эта книга расскажет, как сделать это – и многое другое – всего лишь наслаждаясь фильмом.

Существует практика, которой я занимаюсь многие годы. Я назвал её кинойогой, всего лишь для краткости и простоты. Я не имею в виду йогу как систему телесных поз. Это только одно из её значений. Я подразумеваю йогу в более широком смысле, как любую духовную практику. Слово «йога» происходит от санскритского «yoke», означающего «объединять».

Задумайтесь на мгновение: если бы вы нуждались в соединении или связи с чем-либо, на что это было бы похоже? Не знаю насчет вас, но для меня чувство отделенности или изолированности – «несвязанности» с чем-нибудь – может быть просто ужасным. Поэтому мне нужно связать мою отделённость с чем-нибудь – вдохновением, идеей, другим человеком или людьми, может быть даже, со всем человечеством, планетой или космосом. Когда я соединяюсь с чем-то большим, чем я сам, я просто чувствую себя лучше, более целостным. Именно на это направлены все психологические и духовные практики. Верите вы или нет, просмотр кинофильмов может привести к тому же.

И вот как это работало в моей жизни: базовая идея состоит в том, что ничто уже не было для меня прежним после таких единственных и уникальных для меня фильмов, как «Бегущий по лезвию», трилогии «Властелин колец» или любого другого из сотен фильмов, буквально преображавших меня снова и снова. Я продолжаю обретать форму. Я больше не в стоп-кадре. Как будто я обладаю привилегией супергероя, или, точнее, антигероя, согласно которой в последнем кадре последней части последнего раздела говорится «Продолжение следует». И, что ж, я просто счастлив в очередной раз уехать в новый закат. И я чувствую это главным образом потому, что здесь, в темноте, перед залитым светом экраном, меня продолжает сметать неукротимая волна той тайны, имени которой я не знаю.

Честно говоря, связь и соединение с чем-то большим, чем наши отделённые «я», случается с миллионами из нас всегда, когда мы чувствуем страстную увлечённость и это захватывает нас. Фильмы – не единственный способ, даже для меня. Есть ещё семья и работа, которую я ощущаю как свое призвание. Есть ещё деревья, лебеди, музыка и множество других даров. Но эта книга посвящена одной специфической вещи – кино, в ней будет показано, как именно оно может изменить нашу жизнь, и тем самым дать каждому из нас возможность превратить всё, чем мы являемся, что делаем и переживаем, в преображающее путешествие. Она описывает очень особенный способ наполниться ощущением чуда и благоговения, расти, меняться и обретать полноту.

Кинойога может здорово помочь тем из нас, у которых никогда не было представления о каком-то жизненном плане – вдохновляющей дорожной карте наших перемен, или чуде и благодати наших ежедневных ритуалов – пребывания на природе, наслаждения музыкой и, разумеется, похода в кино. Эта книга даст нам такой план, дорожную карту, и расскажет, как им пользоваться.

Абсолютно возможно соприкоснуться с бесценным сиянием единственного и неповторимого мгновения, которое может обернуться тысячами единственных и неповторимых мгновений. Также возможно иметь значимые отношения, ощущать свое предназначение, страстно увлекаться и быть способным интегрировать все стороны своей натуры, светлые и темные, без принесения в жертву, подавления или дискомфорта по поводу своей многогранности. С помощью кинойоги мы увидим, как можно праздновать самые непредсказуемые повороты нашей жизни, видя в них часть великой тайны и целостности, к которой мы всегда стремимся. И, пока мы в пути, посмотреть чертову кучу фильмов.

Взял попкорн?

Спрошу снова – а как насчет вас? Вы любите кино? Кинойога превратит то, что нам уже нравится делать в то, что нам понравится ещё больше. Относитесь к кино довольно прохладно? Что, если я скажу вам, что даже в этом случае кино может круто изменить вашу жизнь к лучшему? Даже те картины, которые вы ненавидите. Я собираюсь поделиться с вами, каким образом мы можем преображать свою жизнь и развлекаться при этом. Это работает так хорошо, что может показаться, что вы жульничаете.

Знакомо, не правда ли? Вы чувствуете беспокойство. Планета не выдержала бы столкновения с содержимым вашей головы и стремительно провалилась бы тартарары. И вы начинаете над собой работать. Ну, не совсем начинаете, но приближаетесь к этому. Сколько раз мы говорили, что хотим поработать над собой? Мы хотим больше тренироваться, не быть такими подавленными, иметь лучшие отношения.

Говоря о работе над собой, вы замечали когда-нибудь, как мы разделяем работу и удовольствие? Когда в последний раз вы жаловались «Завтра мне нужно встать пораньше и пойти поиграть»? Частенько нам не приходит в голову даже подумать такое. Я услышал одно из немногих исключений в интервью Брюса Спрингстина. Журналист спросил, была ли у него какая-то другая работа помимо музыки в самом начале его пути. И Брюс сказал что-то о работе, которая не связана с рытьем траншей. А потом добавил: «Вот почему музыку играют».

Возьмем кино. Почти все, кто ходит в кино, а это множество людей, делают это из-за удовольствия. Это забавно. Все, кроме критиков. Для них это работа. Хотя, возможно, многие из них похожи на Брюса - они поймали попутный ветер. Им платят за то, что им нравится.

Слышали когда-нибудь строчку, которую сделал знаменитой Джозеф Кэмпбелл, «Следуйте за своим счастьем»? Он определённо знал, о чем говорит. Только одна маленькая проблема: счастье в значительной степени неуловимо. Мне кажется, что он имел в виду делать то, что по-настоящему нас волнует. И всё же, здесь чего-то не хватает. Если я никогда этого не испытывал, если у меня даже нет четкого представления, на что это должно быть похоже, если мне не к чему стремиться, как именно я собираюсь идти за своим счастьем? Я имею в виду, что все духовные традиции скажут нам о том, что если долго работать над собой, тогда мы испытаем счастье. Если это так, то почему мы не толпами не сбегаем из офисов, сбрасывая на ходу деловые костюмы, не надеваем шафрановые одежды и не берём старые миски для подаяний? Всё хорошо, но у нас появится уйма работы.

Давайте посмотрим на это с другой стороны. Несколько лет назад я прочёл книгу режиссера Роберта Родригеса, которая называлась «Бунтарь-одиночка». Книга вышла после того, как он взорвал Голливуд своим первым фильмом «Музыкант» («Эль Мариачи»), снятым на семь тысяч долларов. В его книге говорилось о том, как он снял этот фильм. Я загорелся и стал писать сценарии. И еще я хотел играть, предполагая, что лучший способ увидеть те фильмы, которые мне нравятся – это снять их самому. И тогда, может быть, в каких-то параллельных вселенных, меня пригласят стать режиссёром моих шедевров. Как-то вот так… Но, что действительно меня вдохновило, это когда он сказал «Следуйте своему увлечению».

Этот вариант подходит мне гораздо больше, так как я могу опираться на увлечение больше, чем на счастье. Увлечение подразумевает яркие чувства. Не только касательно секса. Его тоже, но и всего остального. Я подумал, что начинаю понимать. Если я что-то и делал всю свою жизнь, так это старался почувствовать немного настоящей страсти. Счастье? Как я узнаю его? Это когда чувствуешь себя грандиозно? Я имею в виду, на все сто? Или, на самом деле, это ещё более глубоко – как отдельная вселенная? Или как будто вас громом поразило? Может ли счастье быть некой алхимической смесью из приятных и неприятных ощущений? Как будто какая-то таинственная сила, исходящая из рая и ада полностью уносит нас в другую реальность? Понимаете, что я имею в виду под неуловимостью?

Итак, возвращаясь к работе над собой, например, посещению психотерапевта, занятиям йогой, медитацией, да чем угодно. Мы снова должны работать. Это много говорит о том, как мы относимся к личностному росту и трансформации. Я хочу сказать, что в наши дни большинство из нас хочет измениться, хотя бы немножко. А многие хотят довольно радикальных перемен.

Но сколько из нас могут сказать, что личностная трансформация их по-настоящему увлекает? Для большинства из нас, вне зависимости от того, что именно мы делаем для собственного роста, это всё ещё напоминает работу. Говоря по правде, мы лучше посидим на диване и займемся чем угодно, что не напоминает работу. Правда же? Например, посмотрим кино. Большую часть времени мы предпочтём развлечение участию. Чтобы мы отнеслись к идее покинуть диван как к развлечению, нас нужно припереть к стенке.

Ну, а если нам это не нужно, я имею в виду, не нужно вставать с дивана? Или иногда вставать с него, просто для того, чтобы прошествовать в местный мультиплекс и немного проветриться? Что, если мы сможем убить сразу двух зайцев – погодите, позвольте перефразировать. Я лучше воспользуюсь выражением моего сына Брина, который вознамерился никогда не причинять вред животным и предложил такое: «Что, если мы накормим двух кошек из одной ладони?»

Без сомнения, смотреть фильмы забавно, это развлекает, успокаивает, позволяет не чувствовать бег времени, позволяет провести немного времени, убежать, исчезнуть, помечтать, всё, что угодно. Но нам часто не приходит в голову, что поход в кино может исцелять и быть мощным инструментом трансформации. Он может стать таковым, если мы знаем, как это делать. Вот о чём вся эта книга. Мы даже могли бы назвать её «Терапия диванного овоща».

Чтобы развлечься, нам не требуется интеллект. Но у большинства из нас есть и другая мотивация для просмотра фильма, которую мы даже можем не осознавать. Фильмы задевают наши чувствительные струны. Они захватывают нас и уносят на глубину. Далее мы посвятим большое время тому, как и почему это происходит. Сейчас давайте просто скажем, что опыт – наши чувства, борьба, страстные желания, мечты и прочее – является универсальным. Через него проходят все. И когда нечто происходит с экранным персонажем, это проникает в самую глубину души, где мы знаем, что именно он испытывает. Это знание содержится внутри нас, потому что мы переживали то же самое.

Есть одна проблема: в большинстве случаев кинематографисты – автор сценария, режиссёр, продюсер, автор музыки и другие – создают картину, существующую в том, что я называю узким диапазоном сознания. Под узким диапазоном сознания я имею в виду ценности и значимые для нас вещи. Наше понимание и жизненную философию. Ну, например: «как хорошо раздобыть немного денег», «как плохо расстаться с парнем», «самая важная в жизни вещь – хорошо выглядеть», «разбей ему башку и стань главным», «туалетные шутки действительно смешные».

Но попадаются и более широкие полотна. Например: «Свобода, любовь и правда стоят того, чтобы за них сражаться». «Цель жизнь – познать самого себя». Или, «жизнь представляет собой архетипическую битву между такими великими противоположностями, как добро и зло». Именно они так глубоко затрагивают нас, что могут изменить всю нашу жизнь. Именно в них и раскрывается то, что я называю духовной технологией фильма. Картины, подобные этим, с лёгкостью могут стать источником вдохновения.

Но я хотел бы пойти ещё дальше. Фильм не должен быть гениальным, чтобы затронуть нас. Чтобы стать преображающим, ему не нужно принадлежать к максимальному диапазону сознания. Кинойога не требует этого. Мы собираемся исследовать то, как любой увиденный нами фильм может стать источником значимых перемен. Сколько времени в прошлом году вы потратили на просмотр фильмов в кинотеатре или у себя дома? А сколько времени вы потратили на медитацию, танцы, занятия йогой, визиты к психотерапевту? Хотите удвоить время вашего самоисследования и не взмокнуть при этом? Да? Я тоже.

Итак, представьте, что мы находимся в «Братстве кольца», мы - хранители кольца и мы собираемся пойти в Мордор, чтобы доставить кольцо к горе Дум. И так же, как хоббит Пиппин, мы убеждаем Элронда, эльфийского правителя Ривендейла, что нужны братству в «приключении такого рода». Мы собираем всё мужество, чтобы стать добровольцами. И лишь пришедшая потом в голову мысль заставляет нас произнести, как это сделал Пиппин: «Ну, и куда же мы идем?» Мало того, как мы туда доберемся?

Давайте сейчас просто скажем, что собираемся отнестись ко всей этой кинойоге, как к игре. И, как в любой игре, в ней есть немного простых правил. Итак, давайте бросим взгляд – постойте, оставайтесь на линии, сейчас должна быть глава, где по экрану идут волны, звук стихает и наступает время второго плана. Чтобы сыграть на том, что предложил Роберт Родригес в «Бунтаре-одиночке», я хочу попросить вас на несколько мгновений последовать за моим увлечением. А затем мы последуем за вашим. Узнаем немного о кинойоге. И потом нам останется лишь немного поиграть. Заметили, что я не сказал «работать»?

Тэв Спаркс






Комментариев нет:

Отправить комментарий