Исследования перспектив развития высокоскоростных летательных аппаратов
различного назначения показали, что наиболее эффективными двигателями,
работающими в атмосфере Земли на разгонном и маршевом участках траектории
полета с числами М > 4, являются гиперзвуковые прямоточные
воздушно-реактивные двигатели (ГПВРД). В последние годы были проведены
испытания гиперзвуковой летающей лаборатории (ГЛЛ) "Холод",
доказавшие в летном эксперименте возможность устойчивой работы таких
двигателей. Тураевское МКБ "Союз" принимало непосредственное участие
в первых исследованиях ГПВРД на этой ГЛЛ. В настоящее время в ТКМБ
"Союз" ведутся работы и над другими конструкциями ГПВРД.
Проведенные расчетно-теоретические и экспериментальные исследования для
конкретных режимов и условий полета перспективных летательных аппаратов (ЛА)
позволили определить облик ГПВРД, его рациональные геометрические и массовые
параметры, а также достигаемые высотно-скоростные и тягово-экономические
характеристики. В отличие от осесимметричного двигателя ГЛЛ "Холод"
исследовались ГПВРД плоской конфигурации, обеспечивающие высокую интеграцию с
корпусом ЛА.
В экспериментах использовались модели без горения ("холодные") и с горением. На "холодных" отрабатывались воздухозаборные устройства и их взаимодействие с камерой сгорания. На моделях с горением исследовался рабочий процесс в камере сгорания и его влияние на работу воздухозаборника. В качестве топлива в камерах сгорания применялся или водород, или жидкое углеводородное топливо (керосин), или их сочетание. При этом имелось в виду, что для ЛА, эксплуатируемых на скоростях полета, соответствующих числам М < 7, рационально использовать керосин, а числам М > 6 - водород.
В качестве конструкционных материалов в моделях камер сгорания и воздухозаборников применялись жаростойкие порошковые сплавы, разработанные в ЦНИИчермет им. И.П. Бардина и НТЦ "Материалы и технологии". Эти сплавы не требуют специальных защитных покрытий и способны работать при 1200...1600 °С.
В экспериментах использовались модели без горения ("холодные") и с горением. На "холодных" отрабатывались воздухозаборные устройства и их взаимодействие с камерой сгорания. На моделях с горением исследовался рабочий процесс в камере сгорания и его влияние на работу воздухозаборника. В качестве топлива в камерах сгорания применялся или водород, или жидкое углеводородное топливо (керосин), или их сочетание. При этом имелось в виду, что для ЛА, эксплуатируемых на скоростях полета, соответствующих числам М < 7, рационально использовать керосин, а числам М > 6 - водород.
В качестве конструкционных материалов в моделях камер сгорания и воздухозаборников применялись жаростойкие порошковые сплавы, разработанные в ЦНИИчермет им. И.П. Бардина и НТЦ "Материалы и технологии". Эти сплавы не требуют специальных защитных покрытий и способны работать при 1200...1600 °С.
Экспериментальные образцы ГПВРД, конструктивно объединяющие
воздухозаборник, камеру сгорания и сопло, были детально исследованы на наземных
стендах ЦАГИ и ЦИАМ при внешнем обдуве набегающим воздухом. В частности, на
наземных стендах были исследованы:
|
Основными результатами наземных исследований явились:
|
Вполне естественно, существующая наземная экспериментальная база не в
состоянии обеспечить полное моделирование всех условий комплексного воздействия
на двигатель аэродинамических и тепловых нагрузок при полете со скоростями,
соответствующими числам М > 6. Для проведения дальнейших работ необходимо
применение летательных аппаратов - лабораторий, обеспечивающих высоты и
скорости полета реального высокоскоростного летательного аппарата.
Использование высокоскоростной летающей лаборатории позволит:
|
Для этих целей ТМКБ "Союз", МКБ "Факел" и ФГУП
"ВПК "МАПО" совместно разработали высокоскоростную летающую
лабораторию, позволяющую исследовать ГПВРД на режимах с числами М = 2:10.
Лаборатория представляет собой экономичный универсальный
летно-экспериментальный комплекс, включающий самолет-носитель и гиперзвуковую
летающую лабораторию с исследуемым ГПВРД.
Применение самолета-носителя в качестве разгонной ступени для запуска летающей лаборатории позволяет по сравнению с наземным стартом значительно снизить ее стартовую массу благодаря приданию ей начальной скорости М = 2...2,5 и подъему на высоту до 20 км.
В качестве носителя служит надежно зарекомендовавший себя в эксплуатации самолет МиГ-31. Подвеска ГЛЛ осуществляется под фюзеляжем самолета на штатных узлах крепления.
Для получения требуемых чисел М полета ГЛЛ предлагается использовать РДТТ ракеты 40Н6 (разработка МКБ "Факел"), изготовлявшийся в опытном производстве и прошедший летные испытания.
Носовая часть ГЛЛ содержит один или два экспериментальных модуля ГПВРД, размещенных на боковой поверхности корпуса. Такое размещение позволяет добиться максимального подобия работы воздухозаборников в эксперименте и в реальных условиях. В отсеках корпуса ГЛЛ находятся элементы обеспечения работы ГПВРД.
Программа запуска ГЛЛ включает несколько этапов:
Применение самолета-носителя в качестве разгонной ступени для запуска летающей лаборатории позволяет по сравнению с наземным стартом значительно снизить ее стартовую массу благодаря приданию ей начальной скорости М = 2...2,5 и подъему на высоту до 20 км.
В качестве носителя служит надежно зарекомендовавший себя в эксплуатации самолет МиГ-31. Подвеска ГЛЛ осуществляется под фюзеляжем самолета на штатных узлах крепления.
Для получения требуемых чисел М полета ГЛЛ предлагается использовать РДТТ ракеты 40Н6 (разработка МКБ "Факел"), изготовлявшийся в опытном производстве и прошедший летные испытания.
Носовая часть ГЛЛ содержит один или два экспериментальных модуля ГПВРД, размещенных на боковой поверхности корпуса. Такое размещение позволяет добиться максимального подобия работы воздухозаборников в эксперименте и в реальных условиях. В отсеках корпуса ГЛЛ находятся элементы обеспечения работы ГПВРД.
Программа запуска ГЛЛ включает несколько этапов:
|
Полет на активном и пассивном участках происходит по баллистической траектории
с нулевым углом атаки. Включение исследуемого модуля может производиться на
любом участке полета.
Предлагаемый вариант ГЛЛ обеспечивает эксперименты в диапазонах высот H =
15...40 км, скоростей, соответствующих числам М = 1,8...10, и скоростного
напора q = 1000...20 000 кгс/м2. Максимальное время работы ГПВРД составляет 40
с.
В настоящее время в ТМКБ "Союз" отработана технология
изготовления модулей, изготовлены и сами ГПВРД. Кроме того, имеются в наличии
РДТТ 40Н6 и самолет-носитель МиГ-31. Все это позволит с минимальными затратами
обеспечить начальный этап исследований ГПВРД на ГЛЛ. По сравнению с
существующими концепциями ГЛЛ ("Холод", "Радуга-Д2",
"Игла") рассматриваемый вариант, обеспечивающий исследования до чисел
М = 10, представляется как наиболее экономичный и реальный. Тураевское МКБ "Союз",
МКБ "Факел" и ФГУП "ВПК "МАПО" приглашают к
сотрудничеству организации, желающие принять участие в подготовке
и проведении экспериментов, обработке полученных результатов и последующем их использовании. Свои предложения направлять по адресу:
и проведении экспериментов, обработке полученных результатов и последующем их использовании. Свои предложения направлять по адресу:
Геннадий Щепин,
заместитель руководителя ТМКБ "Союз"
Александр Терешин,
ведущий конструктор ТМКБ "Союз",
руководитель темы "Гиперзвуковые технологии"
Комментариев нет:
Отправить комментарий