понедельник, 12 августа 2019 г.

Какое будущее у пилотируемой космонавтики?


Дмитрий Олиферович: В этом году человечество празднует 50 лет первой высадки на Луну. Дата, в которую с трудом верится. И не только потому, что в тот день человек впервые ступил на другое небесное тело, но и потому, что целых полвека понадобилось, чтобы космические агентства и частные компании вновь загорелись идеей пилотируемых лунных миссий. Чем, на твой взгляд, вызван столь долгий перерыв?

Александр Хохлов: Наши общечеловеческие проблемы: неумение договариваться, нерациональное расходование средств, недостаточная эффективность, раздутые военные бюджеты, отсутствие политической воли и долгосрочного, но подробного стратегического планирования. Вот эти слова, если глубоко их разобрать, характеризуют ситуацию, которая привела к тому, что мы застряли на низкой околоземной орбите. И даже сейчас у агентств не хватает огонька для покорения Луны.

Концепция окололунной станции Gateway от корпорации Lockheed Martin (одна из старых, но красивая)

ДО: Недавно NASA объявило новую пилотируемую лунную программу Artemis. Согласно ей, предполагается создать небольшую международную орбитальную станцию Gateway и совершать регулярные высадки на Луну уже с 2024 года. Как бы ты прокомментировал важность этой программы для пилотируемой космонавтики в целом? Не имеет ли смысл бросить деньги и инженерные таланты на подготовку пилотируемой экспедиции на Марс, ведь на Луне мы уже были?

АХ: К сожалению, даже возвращение на Луну вызов для человечества и Америки. Если трезво оценивать «наши» возможности, нужно сделать доступный по ресурсам шаг и закрепиться на Луне. Главное не делать ошибок прошлого, сделать всё возможное, чтобы новый лунный опыт пригодился для дальнейшего продвижения в космос.

ДО: Директор NASA Джим Брайденстайн подчеркнул, что в рамках Artemis на лунную поверхность высадятся «первая женщина и следующий мужчина». Следует ли это воспринимать как знак того, что в космонавтике сегодня царят более демократичные принципы отбора кандидатов, ведь в 1960-е годы в отряд как космонавтов, так и астронавтов за редким исключением брали лишь военных лётчиков-мужчин?

АХ: В США уже давно нет большой разницы при отборе астронавтов: мужчины это или женщины, важно, чтобы они были профессионалами. Да, некоторое квотирование существовало и существует, но там много моментов, не только гендерные. Вот в случае программы Artemis как раз возможно политическое решение, рекорд, первая женщина на Луне. А дальше разницы уже не будет.

ДО: Китай сегодня делает поразительные успехи в исследованиях Луны. Взять хотя бы первую мягкую посадку на обратную сторону Луны в начале этого года. Уже в конце года в планах китайской космонавтики доставить образцы лунного грунта на Землю. Считаешь ли ты реалистичным сотрудничество Китая с остальным миром в деле исследования Луны, Марса и более далеких целей, в том числе и по пилотируемым программам?

АХ: В вопросе с Китаем встаёт сложный политический момент, там не всё хорошо с правами человека. Меня впечатляют китайские успехи в космонавтике, но взаимодействие с ними всё равно будет затруднено в ближайшее время в связи с политической обстановкой там. Да и у «Роскосмоса» не так много точек соприкосновения с Китаем, несмотря на ряд заявлений.

ДО: Тема пилотируемой миссии на Марс в последнее время, кажется, слегка съехала на задний фон на фоне планов по созданию окололунной станции и т.д. Но когда, на твой взгляд, все же стоит ждать первой пилотируемой марсианской миссии и будет ли она международным усилием или же на этот рывок вполне может оказаться способным некий частник?

АХ: Переоценивать частников не стоит. Меня радуют успехи компании SpaceX в создании космических транспортных систем, но кто-то должен оплатить более сложные работы, чем создание ракет или кораблей возвращения. Объём финансирования межпланетных пилотируемых миссий даже по предварительным прикидкам впечатляет. Но дело даже не в деньгах, а в людях и в научно-техническом, промышленном заделе. Это возможно только в большой международной кооперации на государственном уровне. Я бы не забывал, что этот вывод был сделан ещё при В. П. Глушко, когда в конце существования СССР были проработаны основные моменты марсианской экспедиции.

ДО: Что бы ты пожелал подписчикам проекта Blackfieldspace, первого русскоязычного паблика, посвященного возвращению человека на Луну?

АХ: Я желаю читателям брать инициативу в свои руки. Сложилась ситуация: в России и даже в мире, интерес к космонавтике со стороны людей, принимающих решения, сосредоточен или на прагматической космонавтике, или на популизме. Необходимо снизу лоббировать будущее космической экспансии, другого пути уже нет. Каждый может внести свой посильный вклад к подогреванию космической темы.

This entry was originally posted at https://alien3.dreamwidth.org/1459726.html

1 комментарий:

  1. Оптимист верит, что после Рогозина на отечественную космонавтику назначат настоящего профессионала из отрасли. Пессимист полагает, что на амбразуру бросят какого-нибудь парикмахера или ветеринара. А реалист недоуменно поднимает брови: «Космонавтика? После Рогозина?»

    ОтветитьУдалить