среда, 20 июля 2016 г.

SpaceX и ступени Falcon Heavy



На днях компания Илона Маска SpaceX успешно осуществила очередной запуск ракеты Falcon 9 и без проблем посадила возвращаемую первую ступень на сушу. Это вторая в истории работы компании посадка ступени на твердую землю, а не на морскую платформу. Судя по всему, процесс посадки возвращаемых ступеней у SpaceX более-менее отлажен. И теперь руководство ставит перед новую цель: посадить три возвращаемых ступени почти одновременно. 

Необходимость посадить сразу три ступени в одно время связана с тем, что на этот год намечено первое испытание тяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy. Новая ракета от SpaceX представляет собой Falcon 9 с приставленными по бокам двумя ускорителями, выполненными на основе первой ступени Falcon 9 FT. Запуск запланирован со стартовой площадки LC-39А (Флорида, США). Если не возникнет непредвиденных проблем, то ракета полетит в ноябре этого года. Две ступени боковых ускорителей должны вернуться практически одновременно, в одно место, в пределах одной минуты. Ступень центральной части ракеты тоже планируется вернуть. Ее могут попробовать посадить на автоматическую морскую платформу, если топлива не будет хватать для возврата на посадочную площадку на суше. 

Для того, чтобы провести запуск, компании необходимо тщательно подготовить всю систему комплекса LC-39. Здесь же запускали и ракету Saturn V, которая отправила на Луну «Аполлон-11». С тех пор мощности площадки практически не использовались. 14 апреля 2014 года был подписан договор аренды между NASA и SpaceX, которым стартовая площадка LC-39A передается в эксклюзивное пользование SpaceX на 20 лет.


На верхушке ускорителей Falcon Heavy размещён композитный защитный конус. Каждый ускоритель имеет по 9 жидкостных ракетных двигателей Merlin 1D, расположенных по схеме Octaweb, c одним центральным двигателем и остальными восемью, расположенными вокруг него. Суммарно при запуске 27 двигателей Мерлин 1D (центральный блок и боковые ускорители) создают тягу 22 819 кН на уровне моря и 24 681 кН в вакууме.

В связи с тем, что первая ступень Falcon Heavy при расстыковке со второй ступенью будет обладать значительно большей скоростью и находиться намного дальше от стартовой площадки, в сравнении с первой ступенью Falcon 9, то необходимость её возврата на посадочную площадку повлечёт значительное снижение массы выводимой нагрузки. Поэтому в высокоэнергетических миссиях к геопереходной орбите она будет осуществлять посадку на плавающую платформу. Боковые ускорители, напротив, будут иметь возможность возврата к месту старта и посадки на землю при подавляющем большинстве сценариев запуска, о чем говорилось выше.

«Мы стремимся получить одобрение регулятора на создание двух дополнительных посадочных площадок на базе ВВС США на мысе Канаверал. Мы надеемся вернуть все три ракеты Falcon Heavy, хотя изначально мы можем попытаться осуществить посадку на морскую платформу», — заявил представитель компании. Сейчас компания имеет два договора аренды на переоборудование двух площадок. 

База ВВС США на мысе Канаверал — Посадочная зона 1 (бывший стартовый комплекс LC-13); арендуется у ВВС США.
База Ванденберг — стартовый комплекс SLC-4W; арендуется у ВВС США.

SpaceX стремится вернуть все три ступени Falcon 9 для удешевления стоимости запуска этой массивной ракеты. С 2014 года на сайте компании указывалась стоимость запуска Falcon Heavy с полезной нагрузкой до 6,4 т на ГПО (геопереходная орбита) в $85 млн. В 2015 году стоимость увеличили до $90 млн.

Куда бы SpaceX ни решила бы посадить возвращаемые ступени, запуск тяжелой ракеты-носителя — очередной важный этап в работе этой компании. Именно эту ракету Илон Маск рассматривает в качестве инструмента для отправки оборудования для колонистов на Марс или Луну.



Комментариев нет:

Отправить комментарий