Совершение гиперзвуковых полетов экспериментальным американским космическим беспилотником XS-1 (Experimental Spaceplane 1) намечено на конец 2017 или начало 2018 года. DARPA — Агентство передовых оборонных исследовательских проектов, являющееся агентом Минобороны США, продолжает свои работы над данным проектом. Сообщается, что экспериментальный космический самолет, который сможет совершать полеты с гиперзвуковой скоростью, действительно будет построен. Планируется, что в серии испытаний машина должна будет совершить 10 полетов в течение 10 дней подряд.
По словам представителей агентства DARPA, космолет сможет впервые оторваться от Земли после проведения всех необходимых испытаний, приблизительно в конце 2017 года. Программа признается очень перспективной. Всем хорошо известно, что для осуществления запуска и последующей эксплуатации самолета потребуется существенно меньше усилий и денежных средств, чем для проведения запусков ракет-носителей. При этом именно последние в настоящее время выводят спутники на околоземную орбиту. Развитые страны тратят на эти элементарные, по сути, миссии огромные финансовые ресурсы. Одной из главных целей создания программы XS-1 в DARPA как раз и видят решение финансовой проблемы.
В рамках реализации данной программы планируется построить первый автономный гиперзвуковой космолет, который будет совершать полеты, как обычный самолет, но при этом сможет также выводить спутники на низкую орбиту Земли на отделяемой от аппарата ступени. В июле 2014 года представители DARPA анонсировали первую фазу реализации своего проекта, в рамках которой будут подписаны все необходимые контракты. В долгосрочных планах агентства добиться того, что беспилотный космический корабль XS-1 сможет совершить 10 полетов за 10 дней, хотя бы в одном полете достигнув скорости M=10 (М — число Маха). Стоимость каждого совершенного рейса не должна будет превышать 5 миллионов долларов (около 180 миллионов рублей). При этом аппарат должен будет нести на борту полезную нагрузку массой от 1,36 до 2,37 тонны.
Предполагается, что вторая ступень ракеты-носителя будет осуществлять выпуск полезного груза на суборбитальной высоте полета, как только она сможет отсоединиться от основного корпуса. Сам беспилотный аппарат вернется назад на Землю и практически сразу же начнет готовиться к совершению следующих полетов. Представители агентства DARPA отмечают, что они собираются финансировать работы трех компаний, которые будут работать над созданием собственных демонстраторов беспилотного космолета XS-1. Денежные средства будут выделены компании Northrop Grumman Corporation, сотрудничающей с Virgin Galactic, Masten Space Systems, сотрудничающей с XCOR Aerospace, и компании Boeing, работающей с Blue Origin.
Джесс Спонейбл руководитель программы DARPA отмечает, что выбор исполнителей был обусловлен тем, что они смогут идеальным образом интегрировать уже существующие в настоящее время технологии с технологическими решениями будущего. Они смогут создать беспилотный космолет лаконичным, надежным и простым в использовании, а также экономически эффективным. Сообщается, что проект будет оцениваться по ряду критериев, среди которых низкий бюджет реализации и эксплуатации, реализуемость на практике, производительность. Помимо этого будет приниматься во внимание потенциал использования аппарата в военных, коммерческих и гражданских целях.
Среди выбранных для участия в программе компаний Boeing уже обладает необходимым опытом по созданию роботизированного беспилотного самолета для нужд американских военных. Специалистами Boeing для американских ВВС был создан беспилотный космический самолет X-37B, который используется для осуществления секретных военных миссий еще с декабря 2012 года. Новый контракт с агентством DARPA, по словам представителей компании Boeing, оценивается в 4 миллиона долларов (примерно 144 миллиона рублей).
В рамках первой фазы реализации проекта наряду с созданием дизайна для демонстрационной модели нужно будет «разработать план развития технологий, имеющих отношение к производству космолета и летным испытаниям», а также «снижение степени рискованности основных технологий». При этом агентство оборонных исследований располагает достаточным количеством денежных средств, чтобы по итогам проведенного тендера профинансировать работу одного из подрядчиков. Одновременно с этим американские официальные лица выражают надежду на то, что летные испытания будет проходить не один космический беспилотник. Также Джесс Спонейбл рассказал о том, что он бы был крайне рад сотрудничеству с ВВС США и NASA
Первый этап программы предусматривает разработку участвующими в проекте компаниями массово-габаритного макета. В рамках данного этапа должны быть выполнены все необходимые расчеты по уменьшению рисков при разработке, сборке и испытаниях основных систем, компонентов и технологий новинки. Также компании должны будут представить на обсуждение план технического совершенствования космолета XS-1 к его первому полету.
По итогам конкурса, который должен состояться в 2015 году, планируется подписать контракт на реализацию второго этапа амбициозной программы. Вторая фаза проекта будет заключаться в награждении компании победителя конкурса и демонстрации первого прототипа космолета XS-1. При этом по планам через 2 года после демонстрации необходимо будет приступить к проведению летных испытаний новинки, а в 2018 году организовать первый орбитальный полет. После завершения программы испытательных полетов компания-победитель конкурса получит действующий контракт на мелкосерийное производство модели.
Информация о том, что агентство DARPA рассчитывает создать беспилотный многоразовый космический аппарат, появилась еще в феврале текущего года. Перспективный космолет планируется применять для доставки на низкую околоземную орбиту разнообразных грузов и оборудования. Главным преимуществом проекта называют цену одного запуска аппарата, которая не должна превышать 5 миллионов долларов. Еще одним важным условием является то, что при совершении серии запусков беспилотный космолет XS-1 не должен нуждаться в ремонте и техническом обслуживании. Применение в XS-1 модульных решений, автоматического контроля запуска, полета и посадки, прочных систем тепловой защиты позволит существенно уменьшить потребность в материально-техническом обеспечении аппарата, что даст реальную возможность уменьшить промежуток между полетами суборбитального аппарата.
Для примера: сегодня для доставки на орбиту Земли малых спутников американские ВВС применяют четырехступенчатые ракеты-носители Minotaur IV. Полезная нагрузка данных ракет составляет 1,73 тонны, а цена одно запуска подобной ракеты составляет в настоящее время порядка 55 миллионов долларов. Таким образом, стоимость запусков с использованием аппарата XS-1 будет как минимум в 10 раз ниже, чем стоимость всех имеющихся на данный момент пусковых систем. Минобороны и правительство США возлагают на новый космический беспилотник большие надежды, рассчитывая серьезно развить рынок космических услуг.
Источники информации:
http://www.arms-expo.ru/news/aviation_and_space/razrabotka_amerikanskikh_voennykh_eksperimentalnyy_kosmicheskiy_samolet_/
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1804044
http://www.3dnews.ru/824131
http://www.infuture.ru/article/10414
Автор Юферев Сергей
Комментариев нет:
Отправить комментарий