среда, 20 апреля 2016 г.

ГРЯДУЩЕЕ И КАДРЫ, УПРАВЛЕНИЕ И РУКОВОДСТВО. - КТО, ЧЕМ, КАК И ЗАЧЕМ?



С самого начала крымских событий негласные санкции против России коснулись и космической отрасли. Например, не были поставлены уже оплаченные американские, а позже и европейские, комплектующие для российских космических аппаратов. В перспективе же всё может принять ещё более серьёзный оборот. Самым крупным совместным проектом, где пути РФ и США, вероятнее всего скоро разойдутся, станет Международная космическая станция. К этому толкает как соображения политического характера, так и более глубинные причины. За все годы существования МКС Россия почти не извлекла выгоды для себя из участия в проекте, за исключением загрузки промышленных мощностей при создании многочисленных модификаций «Союзов» и «Прогрессов». 

Дело не только в общем плачевном состоянии отечественной науки, но и в том, что по форме международная по факту станция является чисто американской собственностью. Это касается не только частей, выпущенных непосредственно в США. Так, произведённый в России модуль «Заря» является собственностью США. То же самое касается и построенных в Италии модулей «Гармония» и «Спокойствие», канадских манипуляторов и многого другого. Но и это не всё. Так, в формально японском научном модуле «Кибо» американскому НАСА принадлежит 46,7%, в европейском «Коламбусе» ситуация та же.

В условиях, когда многие ключевые сегменты так или иначе контролируются американцами, проведение каких-либо фундаментальных или прикладных (не говоря уже о военной сфере) экспериментов россиянами невозможно без ведома заклятых «партнёров». Об этом специалисты предупреждали ещё в те времена, когда МКС существовала только в виде эскизов. Но тогда американцам крайне важно было не только привлечь РФ к проекту МКС, но и заставить её ликвидировать собственную станцию «Мир», где Российская Федерация обладала полной свободой для любой деятельности. Для этого был пущен в ход даже Голливуд: вспоминаем знаменитую фразу астронавта из фильма «Армагеддон» про «Мир», мол, у нас столько даже автомобили не ездят — при том, что «Миру» на тот момент было чуть больше 10 лет, а возраст МКС уже сейчас подходит к двадцатке. В 2001 году станцию затопили в Тихом океане, а Россия бросила все силы на поддержание МКС.

Американцы, по сути, создали с МКС идеальную аферу, заставив многие страны финансово и технически участвовать в создании комплекса, который контролировать будут только они. По этой причине Китай и отказался от участия в проекте 
МКС, предпочтя строить собственную станцию «Тяньгун-1», Россия в свою очередь собирается в 4 квартале 2016 года запустить к Международной космической станции очередной модуль.

До настоящего момента больше всего грузов к Международной космической станции доставляли за раз либо «Шатлы», которые уже отправились в музеи, либо европейские грузовики ATV. Последние несли к орбите до 7500 кг груза, но на 2016 год данный проект уже закрыт — европейцам нынче не до космоса.

Сегодня грузы к Международной космической станции доставляют российский «Прогресс» (полезная нагрузка до 2500кг), американский частный грузовик Cygnus (нагрузка до 3500 кг), корабль Dragon SpaceX (нагрузка 3310кг) и японский HTV (нагрузка до 6000 кг). Как видно, «Прогресс» в данном семействе почётный долгожитель, но серьёзная смена уже наступает на пятки и без политических завихрений. Если российский аппарат вдруг выпадет из общей конфигурации, то промышленные мощности американцев и японцев позволят возместить брешь.

С доставкой космонавтов всё сложнее. На сегодня российским «Союзам» альтернативы нет, но конкуренты также не стоят на месте. Компания SpaceX разработала пилотируемый корабль Dragon V2, который совершит первый полёт в декабре 2016 года. Кроме того, в 2017-2018 годах будут испытаны пилотируемые космические корабли «Орион» разработки НАСА и CST-100 Starliner от компании Boeing. В итоге к 2020 году у США могут оказаться сразу три действующих варианта пилотируемого корабля. А если будет реализован ещё и проект Dream Chaser, то таких кораблей будет аж четыре. После этого в США окончательно перестанут нуждаться в «Союзах» и каком-либо сотрудничестве с Россией вообще.

В итоге 2019-2020 годы это примерно тот срок, когда американцы могут перестать нас пускать на МКС. Если кому-то сама постановка вопросом кажется фантастичной, то хочется напомнить, что нынешняя международная обстановка каких-то три года назад большинству из нас тоже показалась бы абсолютно невозможным вариантом развития событий.

Готовы ли мы к настолько радикальному развитию событий? Скорее нет, чем да. В качестве альтернативы Международной космической станции уже давно называлась меньшая по размерам, но полностью суверенная орбитальная станция «Русь». Также существует перспективный проект пилотируемого корабля «Федерация», который планируют запустить к концу десятилетия. Правда, сроки в отечественной космической отрасли — отдельная и неприятная тема. Например, ракету-носитель «Ангара» в 1995 году обещали довести к 2000 году, а в итоге первый пуск состоялся лишь в конце 2014 года. Примерно та же по длительности история, но ещё и с неприглядным финалом приключилась с автоматической станцией «Фобос-Грунт». Собственная же орбитальная станция куда сложнее в исполнении, чем любая из этих отдельно взятых программ.

Сможет ли Россия реализовать настолько амбициозный проект в условиях экономического спада — большой вопрос. Понятно, что для этого потребуются другие люди на руководящих должностях, другое отношение к делу, иной дух и стратегия. Стратегия не отдельно для космоса, а для страны в целом, где космос лишь часть большой национальной идеи.

Автор Игорь Кабардин

Комментариев нет:

Отправить комментарий