воскресенье, 17 апреля 2016 г.

Как британские ребёнки рассекретили космодром Плесецк


Нет, речь не пойдёт о преимуществах британской системы образования. Во всех развитых странах есть определённый процент тех, кто являются фриками точных и естественных наук, отличающимися от простого большинства, которое в школу ходит просто потому, что этого требуют родители (и другого меньшинства, тупого на грани слабоумия). Приходилось знавать лично нескольких таких, которых в физике или математике интересовала не оценка для аттестата, а сами эти науки. Вот такие британские «ботаники» и раскопали секрет советских военных (я не исключаю, что до того этот секрет раскрыли АНБ и аналитики британской разведки, но ушастые справились с этой задачей не по долгу службы, а просто из интереса).

Это произошло во времена, когда карибский ракетный кризис приблизил мир к ядерному Армагеддону, а нога человека еще не ступила на Луну. Анналы холодной войны пополнились совершенно неожиданным событием, в котором решающую роль сыграли уроки физики в одной из провинциальных школ Британии.

Правда, школа была все-таки не совсем обычной. Это была мужская гимназия в городе Кеттеринг, где обучение велось с 11 лет по углубленной программе.

Обычно эффект Доплера объясняют на примере высоты звука полицейской сирены, которая меняется в зависимости от того, приближается ли машина к наблюдателю или удаляется от него.

В 1966 году преподаватель физики этой школы решил предложить своим ученикам другое проявление этого эффекта, когда частота и, соответственно, длина волны излучения, воспринимаемая наблюдателем, меняется вследствие движения источника излучения и/или движения наблюдателя (приемника).

Звали учителя Джеффри Перри, одним из его увлечений было наблюдение за космическими спутниками. Их-то он и решил использовать для демонстрации эффекта Доплера, вспоминает Майкл Синнетт, один из его бывших учеников.

«Джеффри Перри хотел продемонстрировать частоту спутника, когда тот двигался в направлении школы, над ней, а затем при удалении от школы», — рассказывает он.

Для этого нужно было специальное оборудование. И тут на сцене появляется коллега Перри, преподаватель химии Дерек Слейтер, в свободное от работы время увлекавшийся радиотехникой.

За 25 фунтов ими был приобретен армейский приемник CR-100 времен Второй мировой войны, генератор сигналов был взят напрокат, а между двумя зданиями школы был натянут провод, служивший антенной.

Оборудование установили в дальнем углу кабинета физики. Ученики должны были заходить сюда до уроков и во время перемен, чтобы записывать сигналы со спутников.

«Однажды мы заметили, что запущен спутник, сигнал которого отличался от других», — продолжает Майкл Синнетт.

Вооруженные знаниями о наклонении орбиты спутника по отношению к экватору, школьники стали отмечать маршрут таинственного космического объекта на старом глобусе. Им удалось установить таким образом, что этот спутник не был запущен с известного всем космодрома Байконур в Казахстане.

Второй запуск позволил им уточнить новое место запуска спутников. В конце концов группа учеников из гимназии Кеттеринга установила, что речь идет о новом космодроме Плесецк, который находился на расстоянии в более чем 3 тыс. км от Байконура.

Перри сообщил об открытии местной газете, а также сотрудникам научного журнала. Казалось, что эта новость никого особенно не заинтересовала. Однако 18 апреля 1966 года в школьный кабинет физики нагрянули тележурналисты с камерами. Учителям и их ученикам была уготована известность.

«То, что началось как простой эксперимент по физике, превратилось в мировое событие», — говорит Майкл Синнетт.

По словам доктора Мэтта Гранта, преподавателя Эссексского университета, это открытие совпало с утратой Западом инициативы в космической гонке.

«Для Запада это была очень хорошая новость, — говорит Грант. — Предположение, что советская программа спутников была сверхсекретной, теперь казалось просто смешным».

«Советский Союз был тогда впереди в сфере таких технологий. По этому поводу было много опасений, особенно в Америке, где тогда начали работать над программой полетов на Луну, — говорит британский ученый. — Нужно помнить, что спутники были для того времени наиболее передовой технологией. Американцы встретили сообщение об обнаружении нового космодрома с ликованием».

СССР же не признавал существование Плесецка еще целых 17 лет.

В то время журналисты писали, что британские школьники «опередили американцев» в обнаружении Плесецка. Еще один школьник из школы Кеттеринга, участвовавший в эксперименте, Боб Кристи говорит, что в США, возможно, знали о существовании этого космодрома, но открытие учеников дало повод рассекретить эту информацию.

«Смысл эксперимента заключался не в том, чтобы изучить космическую программу русских, а в том, чтобы помочь детям понять космос», — замечает он.

Гимназия Кеттеринга давно закрылась, а учителей, организовавших эксперимент по физике, нет в живых. Тем не менее, группа учеников, объединившаяся в результате этих опытов под названием Kettering Cosmos, просуществовала почти 40 лет и продолжает делать открытия.

Дух космических приключений жив, и английские школьники продолжают ставить опыты и делать открытия, о которых сообщают международные СМИ.

• Тысячи школ по всей Британии получили семена рукколы, которые побывали в космосе.
• В 2015 году ученик школы в городе Ньюкасл-андер-Лайм Том Уогг обнаружил новую планету, которая находится на расстоянии в тысячу световых лет от Земли
• Ученики школы в графстве Ланкашир отправили игрушечную собаку на высоту в 24 км. Собачка, которую звали Сэмом, к хозяевам так и не вернулась.


А какой вывод? Очень простой: для того, чтобы мелкие интересовались космосом, а не травкой, скотчем, бурбоном или виски, совсем необязательно держать население собственной страны в полуголодном состоянии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий