суббота, 11 апреля 2015 г.

МИР БЫЛ ЧЕЛОВЕЧНЕЙ И ДОБРЕЙ.

МНЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ


Инженер НАСА Джей Грин наблюдает за крушением «Челленджера» Изображение: НАСА

О самой знаменитой катастрофе космического шаттла и гибели семи астронавтов, которая произошла 28 января 1986 года. «Челленджер» не был предназначен для полетов в космос. Изначально он планировался в качестве напарника к «Энтерпрайзу», но полгода с момента передачи его NASA было решено запустить его в космос, что и произошло 4 апреля 1983 года. Это был шестой полет корабля типа «Шаттл» и всего второй «плановый полет» многоразового корабля. До этого полета уже состоялось пять полетов однотипного шаттла «Колумбия», из которых первых четыре считались испытательными. 






Редчайшее видео — любительская съемка катастрофы из аэропорта Орландо

Америка истосковалась по пилотируемой астронавтике и была вынуждена стремительно нагонять ушедший далеко вперед Советский Союз. И первопроходцем тут стал именно «Челленджер», а не «Колумбия». Именно с «Челленджера» впервые был осуществлен выход в открытый космос астонавта многоразового корабля (миссия № 1 — STS-6), через 2 с половиной месяца во время миссии № 2 (STS-7) в космос отправилась первая американская женщина-астронавт Салли Райд (1951-2012), в третьей челленджерской миссии Соединенные Штаты получили первого негра-космонавта (своего), Гайона Блуфорда (р.1942). Во время шестой миссии, начавшейся 5.10.84 в экипаже было уже две женщины, одна из которых вышла в космос, впервые в американской астронавтике. Во время 10го полета, которому не суждено было состояться, планировалось, что Криста Макколифф, первая профессиональная школьная учительница-космонавт, должна была бы провести урок для американских детей.

Через 74 секунды после взлета, в 19.39 по московскому времени, прогорело уплотнительное кольцо правого твердотопливного ускорителя, поврежденное еще при старте, что привело к прогоранию отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга, что привело к его разрушению в результате действия нештатных аэродинамических нагрузок. 


8

Не менее интересное видео — работа студии CNN во время трагедии и сразу после нее

Внешне все это выглядело, как мощнейший объемный взрыв, однако, на самом деле взрыва не было, топливо сгорало постепенно. Космонавты в первый момент также, возможно, не пострадали. По крайней мере известно, что как минимум у трех из них были включены системы аварийного жизнеобеспечения, а кабина «Челленджера», возможно, даже сразу и не разгерметизировалась. Но NASA всегда экономило на безопасности полетов и так называемые системы жизнеобеспечения таковыми по сути не являлись. Также у астронавтов не было возможности покинуть кабину падающего корабля.

После повреждения кабины, она быстро разгерметизировалась и остававшиеся в живых космонавты потеряли сознание. Через несколько десятков секунд остатки корабля врезались в поверхность Атлантического океана со скоростью 333 километра в час. Никто не выжил.

Вспоминая то время (я учился в 9м классе), могу с полным основанием утверждать, что никакого злорадства тут над американцами не было. Да, в массы был запущен анекдот про то, как Горбачев выразил соболезнование Рейгану за полчаса до старта, но на самом деле, когда какой-нибудь недоумок рассказывал его, смеявшихся было мало. Советские СМИ часто и довольно подробно сообщали деятельность комиссии Янга, также большие статьи об этом публиковались в переводном журнале «Новости науки» (Scientific America).

Думаю, произойди нечто подобное сейчас, весь Интернет был бы переполнен флудом на тему гибели астронавтов. Но в 80е мир был куда человечнее и культурнее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий