понедельник, 4 августа 2014 г.

ОДЕЖДА ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЙ В КОСМОСЕ

НАУКА И ТЕХНИКА

Одежда космических путешественников: что надеть в космос?
Что представляет собой одежда космических путешественников прошлого?

Cкафандр – это не только символ освоения космоса человеком или предмет одежды, который побывал за пределами Земли, но и, главное, – защитные костюмы, от которых зависит жизнь астронавта. Так что собой представляет одежда космических путешественников прошлого?

Подходит для космоса

Это фотография прототипа скафандра Mark V, который был разработан еще в начале 1960-х годов, чтобы обеспечить для астронавтов возможность выполнять большой диапазон действий при выполнении механических задач в космическом пространстве.

Это одна из нескольких фотографий, представленных на выставке в Национальном музее авиации и космонавтики при Смитсоновском институте в Вашингтоне; она поможет составить более полное представление о том, что носили астронавты, чтобы выжить при выходе в открытый космос.

Фото с сайта si.edu

Фотографии являются частью большой выставки «Suited for Space», которая прослеживает эволюцию скафандров за последние 60 лет посредством фотографий, рентгеновских снимков и различных артефактов.

Кэтлин Льюис, историк и куратор по международным космическим программам в музее, объяснила, что асимметричные плечи на скафандре Mark V были экспериментальным вариантом.

«Левая рука имеет традиционный дизайн плеча, - говорит она. - Но на правой руке вы видите специальные «суставы», позволяющие астронавтам контролировать движение воздуха и сдерживать давление».

Другими словами, если астронавт, находясь в открытом космосе, поднял бы руку без этих специальных суставов, рукав костюма поднялся бы вверх, и выполнить необходимую работу было бы уже невозможно.

Передвижная выставка останется в Вашингтоне по 1 декабря, затем она отправится путешествовать дальше – в Тампу и Сиэтл.

Космический костюм Алана Шепарда

Когда смотришь на скафандр астронавта Алана Шепарда – тот, который он носил в открытом космосе во время своей миссии, - понимаешь, насколько на самом деле сложную конструкцию представляет собой эта «одежда».

Фото с сайта si.edu

«В этом скафандре разнообразные провода оплетали всю грудную клетку, позволяя отслеживать изменения частоты сердцебиения астронавта при его возвращении на Землю, - говорит Льюис. – Также вы можете видеть сужения костюма в области бедер и колен. Ботинки толстые и тяжелые, чтобы нижняя часть подошвы могла поглощать радиационное излучение».

Такого рода костюм без приборов жизнеобеспечения и шлема весил около 56 фунтов (25 килограммов). Если добавить все необходимые датчики, приборы и провода, то вес костюма практически утраивался и достигал 182 фунтов (82 килограмма).

На Земле облачиться в такой костюм астронавтам помогают специалисты-техники. Однако в ходе последних миссий Аполлона астронавты уже сами должны были помогать друг другу одеваться.

«После посадки на Луну в ходе миссии Аполлона-11 астронавты готовились к выходу из корабля в течение трех часов, - сказал Льюис. – За это время они оделись и дважды или трижды проверили свое снаряжение согласно контрольным спискам, чтобы убедиться, что все на месте».

Без молний

Пожалуй, самая интересная особенность экспериментального EXI-скафандра – полное отсутствие молний и замков. Самые ранние скафандры имели молнии, но теперь суставы костюма выполнены из твердых перемычек.

«Молнии ненадежны, - говорит Льюис. - Даже лучшие из них годны только в течение первых нескольких раз использования».

Фото с сайта si.edu

По ее словам современные космические костюмы рассчитаны на более продолжительный период использования. И каждое возвращение из космоса означает для него глубокую очистку и обследование с установкой новых перемычек и соединительных колец.

В результате получается герметичный костюм для защиты астронавтов. Однако в нем все же может быть несколько жарко.

«В нем как в полиэтиленовом пакете, - говорит Льюис. - Конечно, есть и комфорт-слои - обычно в виде тонкого комбинезона-белья из натуральных тканей; также астронавты обеспечены подгузниками».

Так было не всегда. Когда Алан Шепард, в ходе миссии Меркурий готовился стартовать, его не обеспечили подгузником, так как вся миссия должна была продлиться всего 15 минут.

Проблема выявилась на стартовой площадке, когда Шепард должен был сесть в свой шаттл за шесть часов до запуска. И, естественно, природа потребовала свое. Ему предложили два варианта. Прервать запуск или ... помочиться в свой костюм.

Льюис отмечает: «Они не предоставили Алану Шепарду никаких удобств, но впоследствии быстро научились на своих ошибках».

Космический костюм Алана Бина

Когда в 1973 году астронавт Алан Бин отправился в космос в ходе миссии Скайлэб-3, на нем был изображенный на данной фотографии костюм. На скафандре была спиральная молния, чтобы астронавты могли сидеть в луноходе и их костюмы не деформировались.

Фото с сайта si.edu

«Предыдущая версия имела молнию, которая исключала подвижность части костюма в области бедер, - рассказывает Льюис. - Чтобы решить эту проблему, инженеры спроектировали новый костюм со спиральной молнией, которая начинается с правой части шейного кольца и идет по кругу вниз, чтобы контролировать давление воздуха в области бедер».

Возможно, вы удивляетесь, почему этот костюм, как и большинство скафандров, имеет ярко-белый цвет. Этому тоже есть своя причина. Цвет был разработан с учетом его отражательной способности - чтобы помочь астронавтам снизить последствия воздействия солнечной радиации, колебаний температуры и так далее.

«Костюм должен уметь рассеивать энергию вокруг себя, - комментирует Льюис. – Он предполагает наличие множества слоев, которые отклоняют и замедляют частицы, прежде чем они могут преодолеть пластовое давление».

Все астронавты, участвовавшие в программе Аполлон, были обеспечены ремонтными комплектами на случай разрыва материала скафандра, но, по словам Льюиса, ни один из них так и не пошел в дело. Астронавты носили скафандры и вне корабля, и во время посадки, и во время полета – и перед инженерами стояла задача создать безопасный и комфортный костюм, способный функционировать в неземной среде.

«При реализации миссий Аполлона необходимо было, чтобы костюмы подходили для носки внутри космического корабля и в то же время могли достаточно энергично работать снаружи, на лунной поверхности, - пояснила Льюис. - Космический корабль Аполлон выглядит относительно небольшим, и астронавтам необходимо было иметь защиту для плеч и быть достаточно подвижными, поэтому в нем в ряд могут поместиться три физически развитых человека».

Александр Федоров

Комментариев нет:

Отправить комментарий