пятница, 24 апреля 2015 г.

ЯДЕРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ И ИХ СУДЬБА

МНЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ

В Роскосмосе официально опровергли утверждения о намерении ведомства отказаться от перспективных разработок ядерного двигателя для полетов в дальний космос. Ранее журналисты сообщали об исключении работ над созданием двигателя из федеральной программы.

"Роскосмос продолжает работы над ключевыми технологиями для создания ракет-носителей с многоразовыми первыми ступенями, межорбитальных буксиров с электроракетными или ядерными двигательными установками. Информация об исключении этих работ из проекта новой ФКП 2016-2025 не соответствует действительности", - заявил представитель ведомства Игорь Буренков в комментарии для РИА "Новости".

Ранее источник ТАСС утверждал, что в новом проекте Федеральной космической программы, над которым работает Роскосмос, предусматривается закрытие работ по созданию ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса для полетов в дальний космос.

"Новым проектом Федеральной космической программы на 2016-2025 годы предусматривается закрытие всех опытно-конструкторских работ по направлению создания ядерных энергодвигательных установок большой мощности", - сообщил источник.

В сообщении говорилось, что по направлению "исследования в обеспечение создания научно-технического задела по мощным энергодвигательным системам перспективных космических аппаратов и определения рациональных особенностей их использования" работы планируется вести до 2018 года, а запланированный переход к научно-исследовательским работам по программе "Ядерная энергодвигательная установка - 2025" уже не произойдет.

Кроме того, из программы, как увтверждалось, вычеркнуты работы по разработке и наземным испытаниям ключевых элементов и технологий ядерных энергодвигательных установок большой мощности (до 500 кВт) для межорбитального буксира и межпланетных космических аппаратов.

Работы по созданию транспортного энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса были утверждены президентской комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики РФ в 2009 году, сами работы начались год спустя.

В 2012 году был готов технический проект, а в 2015 планировалось создать саму энергодвигательную установку. В концу 2018 года транспортно-энергетический модуль должен был быть подготовлен к летно-конструкторским испытаниям. Проект оценивался в 20 млрд рублей, 17 из которых планировалось выделить из бюджета.

Для реализации проекта была сформирована кооперация во главе с Центром им. Келдыша, корпорацией "Энергия" и институтом им. Доллежаля.

Сейчас полеты в околоземное пространство осуществляются на ракетах, которые двигаются за счет сгорания в их двигателях жидкого или твердого топлива. По сути, это те же двигатели, как и в автомобилях, только вместо бензина используется керосин или гептил. За минувшие полвека технология была отработана до мелочей, но ракетостроители признают, что развивать ее дальше проблематично, отмечает журнал "Эксперт". Это тупиковый путь с точки зрения технической эволюции.

"Сколько бы специалисты всего мира по ракетным двигателям ни трудились, максимальный эффект, который мы получим, будет исчисляться долями процентов. Из существующих ракетных двигателей, будь это жидкостные или твердотопливные, грубо говоря, выжато все, и попытки увеличения тяги, удельного импульса просто бесперспективны. Ядерные же энергодвигательные установки дают увеличение в разы. На примере полета к Марсу - сейчас надо лететь полтора-два года туда и обратно, а можно будет слетать за два-четыре месяца", - говорил в свое время экс-глава Роскосмоса Анатолий Перминов.

Надо сказать, создание ядерных космических установок ведется не с нуля. С 1970 по 1988 годы СССР запустил более трех десятков спутников-шпионов, оснащенных ядерными силовыми установками малой мощности типа "Бук" и "Топаз". Затем, после нескольких неудачных попыток (в том числе NASA) создать ядерный реактор, стабильно работающий в космосе, ООН был принят запрет на использование космических аппаратов с ядерными двигательными установками. Подробно о технологиях, которые должны позволить преодолеть гравитационный колодец и приблизить человечество к космосу, рассказывает журнал "Популярная механика".

Параллельно с этим Центр им. Келдыша в 60-70 годы прошлого века активно работал над созданием ионного двигателя, который, как считалось, лучше всего подходит для создания двигательной установки большой мощности, работающей на ядерном топливе.

"В 90-х годах XX века мы в Центре Келдыша возобновили работы по ионным двигателям. Сейчас должна быть создана новая кооперация для такого мощного проекта. Уже есть прототип ионного двигателя, на котором можно отрабатывать основные технологические и конструктивные решения. А штатные изделия еще нужно создавать. У нас срок определен - к 2018 году изделие должно быть готово к летным испытаниям, а к 2015 году должна быть завершена основная отработка двигателя. Дальше - ресурсные испытания и испытания всего агрегата в целом", - обещал в 2012 году начальник отдела электрофизики Центра, профессор аэрофизики и космических исследований МФТИ Олег Горшков.

В прошлом году Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники им. Доллежаля объявил о завершении испытаний системы управления реактором ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса для полетов в дальний космос.

"В части реакторной установки, в части объема работ госорпорации Росатом (в которую входит институт Доллежаля. - Прим. NEWSru.com) все идет по плану, в соответствии с дорожной картой", - приводил сайт "Росатом" слова генерального конструктора института Юрия Драгунова. Он пояснил, что техническая документация проекта разработана и "сейчас идет очень большой объем испытаний".

"Например, полностью испытан регулирующий орган (реактора), продолжаются испытания тепловыделяющих элементов", - отметил Драгунов. Он подтвердил, что двигательная установка будет готова к 2018 году.

Над разработкой принципиально нового двигателя для полетов в дальний космос работают и американцы. В NASA рассчитывают уже в 30-е годы нынешнего столетия осуществить пилотируемый полет к Марсу, и вопрос об использовании энергии расщепления атомного ядра как никогда актуален.

В соответствующем докладе доктора Майкла Хаутса из Космического центра им. Маршалла, который цитирует The Daily Mail, говорится о разработке ядерно-термических ракетных двигателей, в котором водород подается в камеру с атомным реактором, разогревается до запредельных температур и в виде плазмы выбрасывается через дюзы, обеспечивая реактивную тягу. Доктор Хаутс представил несколько возможных конструкций космических кораблей и рассказал, что вместе с коллегами исследует характеристики разных видов ядерного топлива для подбора наиболее подходящего образца.

А на сайте NASA ведется отчет о работе над созданием двигателя с названием Fusion Driven Rocket. Это 150-тонная установка, в которой используются гранулы дейтерия, трития и литиевые кольца. Термоядерная реакция в этой установке запускается за счет магнитных полей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий