понедельник, 20 апреля 2015 г.

МАРС, ЭНТУЗИАЗМ, РАСЧЕТ И БИЗНЕС

БУДУЩЕЕ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ  КОЛОНИЗАЦИЯ КРАСНОЙ ПЛАНЕТЫ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ДОХОДНУЮ ФИКЦИЮ 
12 апреля отмечается День космонавтики. Освоение космоса стало, наверное, главным достижением человечества в ХХ веке. Интересы ученых и военные интересы противоборствующих сверхдержав совпали – и денег на космические исследования не жалели. Проигравший в битве за космос мог проиграть и в гонке вооружений. Но в последнее время полеты на околоземную орбиту стали уже делом почти рутинным. Теперь на повестке дня новый амбициозный проект: создание на Марсе первой человеческой колонии. 
Частный проект под руководством Баса Лансдорпа Mars One, предполагающий колонизацию Марса, появился в 2011-м году. А через два года создатели объявили о наборе желающих «пожить вне дома». Вот только затея эта больше напоминает аферу.
Через десять лет на Марсе появится первая человеческая колония, о жизни которой обещают снять телевизионное шоу. После объявления о наборе желающих поучаствовать в проекте Баса Лансдорпа Mars One на организаторов посыпались сотни тысяч заявок. В 2015 г. было отобрано сто марсожителей. В текущий шорт-лист проекта Mars One вошли и пятеро россиян – журналистка Анастасия Степанова из Москвы, географ Оксана Стрельникова из Санкт-Петербурга, психолог Екатерина Ильинская и двое русских, живущих за пределами Родины, – химик Владислав Строганов из Дрезденского технологического университета и физик Татьяна Медведева, которая совмещает написание диссертации в Принстоне с работой на Большом адронном коллайдере в Швейцарии. 
Многие восторженно отнеслись к этой идее, поверив, что такую базу и впрямь можно построить в указанные сроки. Но, к сожалению, проект Mars One нельзя назвать сколько-нибудь серьезной затеей…
 ЧАСТНЫЙ МАРС
Идея частного голландского проекта Mars One возникла в 2011 году, когда научный сотрудник института Твенте Бас 
Лансдорп поделился своими идеями с сотрудником Европейского космического агентства физиком Арно Вилдерсом. Проект предусматривает полет к Марсу нескольких пилотируемых космических кораблей и создание на планете колонии в 40 человек без возвращения на Землю. По плану организаторов проекта первый полет с четырьмя астронавтами на борту должен был состояться в 2022 году, но с тех пор эту дату успели два раза перенести, сначала на 2024-й, а теперь и на 2026 год. Заявки на участие в программе оставили от 2761 (по данным участника программы Доктора Джозефа Роша) до 200 тысяч кандидатов (по данным организаторов). В 2013 году был проведен первый отбор и число участников сократилось до 1058: 586 мужчин и 472 женщин из 107 стран. В марте прошлого года было объявлено о начале работ по созданию симулятора колонии, которые возглавил известный датский архитектор и специалист по проектированию космических жилищ Кристиан фон Бенгтсон. 
После медосмотра кандидатов осталось 705. В июне прошлого года Mars One объявила тендер на исследовательскую деятельность в рамках проекта – исследования будут вестись в пользу той компании, которая выделит больше средств на развитие проекта. В феврале этого года были отобраны 100 участников проекта – 50 мужчин и 50 женщин, 20 из которых полетят в составе первых пяти экспедиций и к 2035 году закончат строительство первой колонии, а еще двадцать составят вторую очередь экспедиции. Дальнейшая программа отбора будет включать в себя тесты на психологическую совместимость и выполнение различного рода командных заданий. Отбор 10 команд по 4 человека, по словам организаторов, будет вестись до конца 2015 года и будет транслироваться по ТВ и сети Интернет.
 «БОЛЬШОЙ БРАТ» НЕ СОГЛАСЕН
 В конце февраля представители продюсерской компании «Эндемол», известной по шоу «Большой брат», заявили, что они «не сумели достичь соглашения по деталям контракта, и компания больше не заинтересована в этом проекте». После этого Лансдорп перестал говорить о том, что с Марса будут вестись регулярные прямые трансляции проекта. Лансдорп оценил затраты на организацию полета в одну сторону в 6 миллиардов долларов США. Для сравнения: проект пилотируемой марсианской миссии NASA 2009 года с возвращением на Землю оценивается в 100 миллиардов долларов США. 
К концу февраля 2014 года проекту удалось получить спонсорскую поддержку всего на 795 тысяч долларов, еще 313 тысяч были собраны с помощью краудфандинга. Большие проекты – большие проблемы. Руководители проекта объявили, что над каждым из 6 отдельных компонентов программы будет работать отдельный подрядчик. Пока подписан только один контракт с компанией «Парагон Спейс Девелопмент Корпорейшн» на разработку систем жизнеобеспечения. Отправка на Марс модулей для проверки солнечных батарей, технологии добычи воды и запуск коммуникационного спутника теперь состоятся в 2020 году. 
Причиной задержки Лансдорп называет бумажную волокиту с инвесторами. Первый полет запланирован на 2017 год. Он будет автоматическим, и на нем будут отработаны программы дальнейших запусков. Марсианский модуль, основанный на проекте «Феникс» 2007 года, должен унести 44 килограмма полезной нагрузки для проведения исследований Красной планеты. 
Но на данный момент не подписано ни одного контракта с производителями начинки для этого модуля, и Бас Лансдорп отказался давать комментарии о том, когда эти контракты будут подписаны. В прошлом году представители компании «СпейсХ», чьи ракеты планируют использовать организаторы проекта, сообщили, что представители Mars One обратились к ним с предложениями о создании ракеты-носителя для проекта, но отметили, что «проект предусматривает дополнительные работы над РН «Фэлкон Хэви» и такие работы не являются в данный момент приоритетными для «СпейсХ». Профессионалы космической индустрии отмечают, что проект очень слабо проработан и плохо осуществим с медицинской, технической и финансовой точек зрения. Многие вообще считают его финансовой пирамидой. 
Сумма в 6 миллиардов долларов кажется совершенно недостаточной для организации пилотируемого полета к Марсу. Финансовую сторону проекта подвергли критике и некоторые участники, заявив, что приоритет при отборе отводится кандидатам, привлекшим в проект наибольшие средства. Бывший сотрудник NASA Джозеф Рош выступил с заявлениями в прессе о том, что весь отбор состоял из заполнения анкеты, загрузки информационного видео, предоставления данных медосмотра, а вместо сложной программы тестов было 10-минутное интервью в Skype. 
Молодой ирландский физик также сообщил: несмотря на то, что он был отобран в число финальных 100 участников, никто из руководителей проекта с ним пока не встречался. Лансдорп, правда, тут же выступил с видеообращением, в котором отмел все эти обвинения: «В третий тур попали кандидаты, которые вообще ничего не внесли в проект, в то время как в число 100 счастливчиков не попали люди, пожертвовавшие довольно значительные суммы».
 ЭКСПЕДИЦИЯ ПОГИБНЕТ ЧЕРЕЗ 68 ДНЕЙ
Масла в огонь подлил и бывший научный консультант проекта физик-теоретик Жерар т’Хоофт, назвав реалистичные сроки проекта. «Когда меня попросили участвовать в этом проекте, я сказал, что им нужно добавить ноль после каждой цифры: проект будет стоить десятки миллиардов долларов и на его развитие уйдет 100 лет. Но людей мало интересует то, что будет через 100 лет», – рассказал нобелевский лауреат в интервью The Guardian. Тем не менее т’Хоофт до сих пор поддерживает цели проекта: «Давайте будем оптимистами и посмотрим, куда это их приведет». Группа сотрудников Массачусетского технологического института (МТИ) в своем 35-страничном докладе, анализирующем техническую сторону проекта, не разделила оптимизм именитого датского коллеги: «Посадки латука и пшеницы создадут кислородные пики, которые в замкнутой экосистеме создадут несопоставимо высокие риски возгорания». При этом, если каким-то образом стравливать лишний кислород, давление в модулях будет падать и в конечном итоге достигнет уровня, невозможного для свободного дыхания. Одним из решений для этой проблемы может являться вынос всех посадок в отдельный модуль. 
«Следует отметить, что системы жизнеобеспечения модулей, которыми планируется оснастить колонию, были разработаны для условий микрогравитации МКС, под действием марсианской гравитации они быстро выйдут из строя». Помимо этих причин прогнозируемого провала экспедиции, в докладе указаны также гибель членов экипажа от голода (Mars One предусматривает посадку 50 кв. м культур для питания 12 колонистов, а по оценкам МТИ, необходимая площадь посадок для четверых космонавтов в четыре раза больше), жажды и разгерметизации. По неутешительным выводам, сделанным в докладе, первая экспедиция должна погибнуть через 68 дней после приземления. После публикации этого исследования журналисты The Guardian обозвали проект «самыми дорогими передвижными туалетами в Галактике». Немецкий космонавт Ульрих Вальтер назвал проект неэтичным: «Шансы долететь до Марса у них процентов 30, а выживания дольше трех месяцев – меньше 20 процентов. Они собираются делать деньги на ТВ-шоу, и их не интересует, что случится с этими людьми в космосе. Если бы эту миссию делали бы на деньги налогоплательщиков – я бы организовал протест». Астронавтов поддержали и исламские теологи: Главное управление по делам ислама и пожертвований Объединенных Арабских Эмиратов опубликовало фетву, запрещающую мусульманам принимать участие в полетах на Марс. Теоретики ислама сочли полет в существующих условиях самоубийством. 
 MARS ONE (МАРС ОДИН) – ПРОЕКТ ГОЛЛАНДСКИХ ЭНТУЗИАСТОВ, ЦЕЛЬ КОТОРОГО – ДОСТАВИТЬ ЛЮДЕЙ НА МАРС ДЛЯ ПОСТОЯННОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТАМ В 2023 ГОДУ 

Фото: seriouswonder.com 
ТРИ ГОДА НАЗАД ЗАКОНЧИЛСЯ РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ «МАРС-500» 
 Однако многие жители Земли готовы жертвовать свои деньги, свое время, свои жизни на проект освоения неизвестности. И даже самые ярые критики проекта считают его как минимум интересным с точки зрения проблем дальнейшего исследования Марса и возобновления проектов по колонизации Красной планеты. В конце концов, на мечтах о космических полетах в России и США выросло не одно поколение. 
С тех пор как в 1877 году, во время «Великого противостояния» Марса, итальянский ученый Джованни Скиапарелли обнаружил сеть впадин (что впоследствии неверно перевели как «каналы»), ни одна другая из открытых человечеством планет не привлекала к себе столько внимания. В то время как по мере развития наблюдений за Красной планетой гипотезы 1910–1920 гг. уступили в 1950-е место более современным, человечество стало все больше и больше задумываться о колонизации Марса. 
Ведь из доступных при нынешнем технологическом уровне планет Марс для этого подходит больше всех. Первый серьезный проект колонизации нашего ближайшего соседа предложил пионер мирового ракетостроения Вернер фон Браун еще в 1948 году в своей книге «Проект Марс». По его замыслу 10 собранных на орбите при помощи частично спасаемых «челноков» космических кораблей должны были за 443 дня доставить на Марс экспедицию в 70 человек и вернуть ее обратно. В качестве горючего решено было использовать гидразин, в качестве окислителя – азотную кислоту. 
В своей работе фон Браун широко использовал материалы операции «Прыжок в Высоту» – масштабных учений ВМС США в Антарктиде 1946–1947 гг., в которых было задействовано около 4700 человек. Ученый считал, что первый пилотируемый полет к Марсу состоится в 1965 году, однако и полвека спустя нога человека на Красную планету еще не ступила. Из разрабатываемых в СССР проектов стоит особо отметить тяжелый межпланетный корабль (ТМК), разрабатывавшийся параллельно двумя группами ОКБ-1. Первой группой руководил Глеб Юрьевич Максимов, второй – Константин Петрович Феоктистов. 
Проект Максимова основывался на существовавших на тот момент технологиях и предусматривал создание небольшого корабля с экипажем из трех человек. Планировался облет Марса на пролетной траектории, без посадки на его поверхность и без выхода на околомарсианскую орбиту с дальнейшим возвращением на Землю. Проект Феоктистова был гораздо более масштабным и сложным. ТМК планировалось собирать на орбите и потом разгонять к Марсу. 
Учитывая, что полет с возвращением к Земле должен был длиться больше года, особое внимание было уделено системам жизнеобеспечения – регенерации кислорода, созданию замкнутой экосистемы, приближенной к земной, вопросам питания и психологической совместимости космонавтов. Силовую установку этого проекта ТМК планировали сделать электрореактивной – это позволило бы либо снизить стартовую массу корабля, либо увеличить полетную. С развитием ТМК Феоктистова в проект были внесены изменения – мощность реактора планировали увеличить с 7 до 15 мВт и сократить количество экипажа с 6 до 4 человек. 
ТМК собирались запустить к Марсу 8 июня 1971 года – в день очередного «Великого противостояния» планет, а вернуться он должен был три года спустя. Включение СССР в «лунную гонку» привело к смене приоритетов в космических программах, а неудачи на испытаниях ракеты-носителя Н1 похоронили не только лунный советский проект, но и марсианский. Но наработки по обоим проектам ТМК не пропали даром – они были использованы при создании экспериментального комплекса на Земле. 
А исследования и разработки по системам жизнеобеспечения группы Феоктистова в дальнейшем использовались при создании советских орбитальных станций серии «Салют». Три года назад закончился российский проект «Марс-500» во время которого шесть добровольцев провели 519 дней в замкнутом пространстве. В течение этого времени был проведен ряд исследований о взаимодействии экипажа в условиях, предельно приближенных к максимальному по длительности полету, а также были проведены дополнительные медицинские эксперименты – кардиологические, иммерсионные, гипербарические и радиологические. В ходе последнего этапа было сымитировано три выхода на поверхность Марса, во время последнего из них космонавты даже провели отработку нештатной ситуации. В настоящее время в НПО «Энергия» ведется разработка ядерной электродвигательной установки, которую можно будет использовать в том числе и для полетов к Марсу. Модуль, оснащенный подобной установкой, планируют построить к 2018 году. Применение подобных двигателей в перспективе может сократить время полета к Красной планете примерно до полутора месяцев. 
НИЧЕГО ЛИЧНОГО – ТОЛЬКО ФИНАНСЫ 
 В конце 2014 года об очередном возрождении марсианского проекта объявило NASA. В текущих планах агентства – отправка пилотируемой экспедиции на Марс не позднее 2030 года. К сожалению, существование программ NASA напрямую завязано на политический и экономический климат в США, и очень тяжело прогнозировать перспективы американских долгосрочных космических программ хотя бы на ближайшие 5 лет. Предыдущая программа, принятая в 2009 году, была полностью закрыта чуть более чем через год после начала работ над ней. До 2015 года сотрудники NASA вполне справедливо жаловались на урезание бюджета, но этот год может стать переломным – палата представителей США при рассмотрении закона о расходах приняла решение увеличить финансирование космических программ, опубликовав билль под названием Cromnibus. 
Согласно положениям нового закона, бюджет NASA на 2015 год составит 18 миллиардов долларов США. Помимо государств, некоторые частные компании и инвесторы тоже разработали несколько весьма интересных проектов. Так, фонд первого космического туриста Денниса Тито Inspiration Mars Foundation планирует пилотируемый облет Марса 5 января 2018 года. Тогда, из-за взаимного расположения планет, полет до Марса с возвращением к Земле будет возможно осуществить всего за 501 день. При этом даты полета совпадают с 11-летним солнечным минимумом, во время которого воздействие солнечной радиации будет наименьшим. Разработкой идеи отправлять будущих колонистов в одну сторону сейчас занимается Исследовательский центр Эймса (отделение NASA). 
Марсианский одноразовый корабль, который обещают запустить к 2030 году, только малая часть проекта «Столетний корабль», разрабатываемого центром по совместной инициативе NASA и DARPA. Цель этого проекта – создание и отправка к ближайшим звездным системам гигантского космического корабля с колонистами. Кем в итоге окажется Бас Лансдорп – мечтателем, готовым ради осуществления давней мечты человечества рисковать своей репутацией и жизнями участников проекта, или хитрым дельцом, решившим монетизировать эти мечты? Большинство самих участников проекта это не очень интересует – они уже оказались на расстоянии вытянутой руки от мечты всей своей жизни. 
СПРАВКА 
КРАСНАЯ ЗАГАДКА 
Что мы сегодня знаем о Марсе? Сутки там близки к земным, исследования показывают наличие воды, наклон оси тоже почти земной (что говорит о схожести времен года), размер поверхности планеты такой же, как вся поверхность суши Земли. 
Средняя температура на планете колеблется от + 20 до -180 градусов Цельсия; из-за более разреженной атмосферы на поверхности Марса гораздо сильнее солнечная радиация; из-за отсутствия магнитосферы ультрафиолетовое излучение также выше. Атмосфера Марса токсична для большинства земных живых организмов: землянам придется постоянно носить специальные костюмы и строить герметизированные жилища. Кроме того, непонятно, насколько действие марсианской гравитации будет с течением времени безопасно для человеческого организма. Опасности подстерегают экспедицию и на этапе полета: в отличие от орбитальных и лунных полетов во время долгого пути к Марсу экипажу придется столкнуться с совсем другими дозами солнечного излучения – и задача по обеспечению защиты корабля представляется на данном этапе слаборазрешимой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий